Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Значимые события на розничном рынке Украины в 2020 году. Запуск новых направлений, сетей и выход на зарубежные рынки
Фото: Belretail.by
Прошедший год был сложным. Многие компании перестраивали свои процессы, чтобы подстроиться под карантин и изменение поведения покупателей по время пандемии. Выбрали самые основные события в компаниях и в регулировании розничного рынка.
"АТБ-маркет" отошел от формата дискаунтер
Крупнейший продуктовый ритейл по обороту "АТБ-маркет" перестал быть дискаунтером. Об этом заявил СЕО и предправления корпорации АТБ (куда входит сеть) Борис Марков в видео-интервью изданию rau.ua: “Мы не являемся дискаунтером не только в классическом, но даже в мягком формате”.
Сеть "АТБ-маркет" не проводила значительных изменений с начала 2000-х, когда определилась с форматом "мягкий дискаунтер". В 2016 году стало известно, что ритейлер проводит существенные изменения в дизайне магазинов и внутреннем пространстве торговой площади – начали открываться "черные АТБ". И вот летом этого года в АТБ заявляют об уходе от формата дискаунтер.
Fozzy Group: запуск двух сетей – Foody и OffTop, сеть Thrash! отошел от формата жесткого дискаунтера
OffTop – не продуктовая сеть. В конце декабря в компании заявили об открытии OffTop – новой сети, в которой продается все необходимое для хобби, путешествий, спорта, дома, офиса, вечеринок. Ритейлер при создании OffTop смотрел на опыт зарубежных коллег, которые работают в подобном формате – это датские сети Flying Tiger Copenhagen и Søstrene grene, испанская сеть Ale-Hop, французская Pylones, немецкая Nanu-Nana и TEDi.
Foody – продуктовая сеть. О запуске новой сети стало известно в середине декабря, когда группа уже несколько месяцев тестировала несколько открытых магазинов (на тот момент работало четыре торговые точки в Киеве в районе станций метро "Левобережная", "Теремки", "Васильковская", "Славутич", еще один – в Броварах). Площадь торговых точек составляет 50−100 кв. м. меньше, чем у сети группы формата "магазинов у дома" "Фора". Стоит отметить, что весной 2020 года сооснователь UAmade Виктор Павлов заявил, что запустил интернет-магазин под названием Foody. А в конце 2020 года стало известно, что он планирует выйти в офлайн.
Thrash!. Продуктовая сеть отошла от формата жесткого дискаунтера. "Ограниченный ассортимент (1200 SKU, – ред.) дешёвых продуктов не приносил никакой дополнительной ценности покупателям. Поэтому в 2019 году мы расширили ассортимент, оставив цены низкими. Также начали открывать магазины в новой концепции – в стиле лофт", – сообщили Retailers в ноябре в пресс-службе Fozzy Group. Сейчас ассортимент составляет около 3000 SKU и может отличаться с учетом площади магазина. Изменилась и вывеска торговых точек с Thrash! на "Thrash! Траш". Ранее название сети часть посетителей читала как "треш" о чем писали в социальных сетях.
"Ашан" запустил новый формат магазинов – Pick Up Poin
Этот формат был разработан для рынка Украины и пока работает только на нашем рынке. Pick Up Poin – это небольшие точки площадью примерно 50 кв.м. Сеть начала из развивать в рамках стратегии развития омниканальности. "Основная задача формата pick up point – привлечение новых клиентов, распространение и узнаваемость бренда Ашан – распространение программы лояльности, информирование о наших услугах и преимуществах", – отмечали в "Ашан". В планах компании открывать Pick Up Point рядом с другими магазинами сети.
"Эпицентр": развитие сети аптек и продуктовых магазинов, запуск маркетплейса
Продуктовая сеть. В августе стало известно, что "Эпицентр К" решил выйти в сегмент продуктовой розницы и начал открывать магазины в своих ТЦ. К середине ноября уже работало три торговые точки под вывеской Food Market во Львове, Виннице и Буче. Издание "Новое время" сообщало, со ссылкой на собственные источники, что собственники "Эпицентра" вели переговоры о покупке сети "Велика Кишеня". Тогда собственник последней, Роман Лунин, и пресс-служба "Эпицентр К" переговоры не комментировали.
Сеть аптек. В сентябре совладелец "Эпицентр К" Александр Герега заявил, что компания рассматривает возможность покупку действующего игрока на рынке, который объединяет 100-200 аптек. Параллельно с этим компания начала открывать собственные точки под вывеской "Аптека 100+". На конец ноября прошлого года работало три аптеки в Виннице, Львове и Мелитополе.
Маркетплейс. О том что "Эпицентр" создает маркетплейс, публично стало известно в августе 2020 года. Ритейлер выложил в открытый доступ ссылку на страницу, где продавцы могли заполнить заявку с предложением. Через время, там же появился перечень услуг, которые предлагает "Эпицентр" продавцам. Источник Retailers, знакомый с планами "Эпицентр К" по запуску маркетплейса, рассказывал, что комиссия будет фиксированной, а ее размер будет зависеть от количества продаж и каждой отдельной категории.
Разработкой маркетплейса занимается "Эпицентр М", которую возглавляет Артем Шевченко, сооснователь Hubber, с которой ритейлер начал сотрудничать в 2020 году. Hubber – онлайн b2b платформой, через которую поставщики и производители продают товары на маркетплейсах и интернет-магазинах в Украине.
Производитель "Мироновский хлебо-продукт" (МХП) запустил четыре розничные сети
В частности, сеть формата "магазин у дома" “Мясомаркет”, гастростудии “Секреты шефа” и магазины-сендвичные “Хо перекусити”, а также точки по продаже шаурмы Doner Market. Их компания развивает по франшизе.
Напомним, 17 лет компания развивает фирменную сеть "Наша Ряба". Сейчас это крупнейшая специализированная продуктовая франчайзинговая сеть в Украине, состоящая из 1750 торговых точек. В МХП отмечали, что в последние годы рынок насытился моноформатными магазинами: количество желающих открыть такую торговую точку снизилось, а рост продаж через франчайзинговую сеть был ниже запланированного. Правда, цифр, показывающих спад интереса к старой франчайзинговой модели, в холдинге не озвучивали.
"Алло" запустил почтового оператора "Алло Exspress"
В конце ноября группа компаний заявила о том, что зарегистрировала оператора почтового-логистических услуг "Алло Express". Его отделения будут открываться вначале в магазинах сети "Алло", а позже за ее пределами. В них можно будет забрать заказы оформленные на сайте allo.ua.
В отделениях будут предоставляться и финансовые услуги. В частности, будут доступны все услуги "Электрум" по переводу денег (без открытия счета): оплата интернета, пополнение мобильного счета, перевод денег, в том числе с кошелька на кошелек и др.
Rozetka: запуск агрегатора доставки еды, развитие отделений по франшизе, запуск товаров под СТМ
Сервис доставки еды из ресторанов. О запуске агрегатора стало известно летом 2020 года. Тогда рестораторы рассказывали, что им пришло письмо от Rozetka, в котором говорится, что она запустила платформу по доставке еды из ресторанов с комиссией, в течение трех месяцев после активации, в размере 0,1% от суммы заказа. В том же сообщении говорилось, что будет создан отдельный сайт. Но на 22 декабря 2020 года агрегатор находился на сайте маркетплейса в разделе “Доставка из кафе и ресторанов” во вкладке “Алкогольные напитки и продукты”, в котором было размещено меню 30 ресторанов. В Rozetka на запрос Retailers ответили тогда, что платформа все еще тестируется и будет перезапущена в ближайшее время, после того как будут внедрены определенные изменения в процессы. Более подробные комментарии в компании не предоставили.
Развитие отделений по франшизе. Об этом в октябре 2020 года заявил сооснователь и совладелец компании Владислав Чечеткин. Как рассказал Reteilers топ-менеджер в одной из логистических компаний, в точки выдачи будут доставлять заказы, продавцом которых является Rozetka. То есть товары сторонних продавцов во фрайнчайзинговые отделения доставляться не будут.
Руководитель направления франчайзинга в Rozetka Ирина Редько рассказала, что в планах компании в 2021 году открыть 100 отделений. В перспективе партнерских пунктов выдачи заказов может быть около 1000. По словам Чечеткина, эта цифра может быть изменена с учетом роста бизнеса.
Товары под собственной торговой маркой. Для ритейлеров это возможность заработать больше, так как он получает наценку, которую закладывает производитель при продаже товара в розницу. В самой Rozetka так пояснили свое решение: "Выпуская товары под собственным брендом, маркетплейс может полностью отвечать за продукт. Влиять на завод, на производственные процессы, на качество, логистику и ценообразование".
Компания запустила в продажу товары под собственным брендом в октябре. До конца 2020 года на маркетплейсе продавались электротовары, инструменты, технику для сада, бытовую технику. "Стартовый ассортимент RZTK создан на основе покупок, отзывов и пожеланий наших клиентов", – пояснял Чечеткин.
Онлайн-игрок Makeup вышел в офлайн
Крупнейший игрок на рынке e-coomerce в сегменте парфюмерии и косметики Makeup открыл в ноябре свой первый шоу-рум площадью 260 кв. м. Он заработал в Киеве в ТЦ "Атмосфера", который расположен на Столичном шоссе.
Компания начала работать в онлайн в 2004 году. Выход в офлайн – это расширение целевой аудитории и улучшение потребительского опыта.
Intertop пересмотрел работу своего маркетплейса
В апреле в Intertop заявили, что другие продавцы одежды, обуви, а также смежных категорий (к примеру, категорий бьюти, постельного белья или одежды для сна) могут разместить товар в интернет-магазине компании. "У нас уже был маркетплейс, на котором работало 10 партнеров, среди них достаточно большие игроки. Но это были товары только “средний +”, и у нас были достаточно жесткие критерии по подключению партнеров. Но сейчас... мы с командой подумали и решили что нужно помочь украинскому фэшн-бизнесу и сделать наш маркетплейс более доступным", – рассказывал Retailers генеральный директор Intertop Сергеей Бадритдинов. По его словам, компания берет небольшую комиссию, которая будет зависеть от многих вещей: например, нужны ли фото, контент. В онлайне есть много услуг, которые мы тоже можем предоставлять клиенту... И в зависимости от этих услуг мы договариваемся о сумме комиссии", – отмечал Бадритдинов.
Raketa: смена названия, развитие фуд-холов с виртуальными заведениями, выход за рубеж
Фуд-холлы. Virtual Food Hall – это офлайновая площадка на 60 посадочных мест, на которой будут работать виртуальные кухни разных заведений. В компании отмечают, что хотят представить основные популярные категории вроде пиццы, бургеров, китайской кухни, суши, стритфуда и десертов. Заказы будут принимать и выдавать в одном окне.
Компания планирует открывать фуд-холлы в спальных районах Киева. Где сейчас ограниченный выбор ресторанов и заведений. Первый откроется на улице Ларисы Руденко рядом со станцией метро "Позняки".
Смена названия произошла в конце 2020 года. Теперь сервис называется Rocket. В компании пояснили такой шаг - планами по выходу на зарубежные рынки, где такого слова, как "ракета", не существует. Бренд Rocket будет понятен во всем мире, и останется узнаваем в Украине.
Выход за рубеж. Сервис начал работать в столице Кипра в Никосии. Здесь можно подробней почитать о планах компании по развитию на других рынках.
Лекарства разрешили продавать через интернет
В сентябре Верховная Рада приняла в целом законопроект №3615-1, который регулирует электронную розничную торговлю лекарственными средствами, то есть продажу лекарств через интернет. Это значит, что в Украине разрешили продавать препараты через интернет. Но при соблюдении определенных условий.
Во время весеннего локдауна правительство разрешила почтовым операторам доставлять лекарства заказанные в интернете.
Обязательное применение РРО для малого бизнеса перенесли на 2022 год
1 декабря Верховная рада приняла закон, который переносит дату обязательного перехода некоторых групп ФЛП на РРО с января и апреля 2021 года на январь 2022 год, пишет ain.ua. Отсрочка действует с условием, что объем дохода предпринимателей за год не превысит лимит в 220 минимальных зарплат на 1 января отчетного года.
Речь о ФЛП 2-4 группы, которые торгуют товарами и услугами (т.е. это не касается, к примеру, предпринимателей-фрилансеров, получающих оплату по безналичному расчету).
Автор: Леся Панченко