“Нам всем нужно перестраиваться, принимать быстрые решения и делать быстрые действия”, – СЕО Intertop Сергей Бадритдинов для zoom-интервью

14.04.2020
810

Во время карантина рынок ритейла меняется на глазах. Издатель Retailers.ua Юлия Белинская запускает серию видео и звуковых подкастов с первыми лицами бизнеса из сферы розничной и интернет-торговли, а также торговой недвижимости и сервисов. Запись проходит  при помощи приложения Zoom.


Второе интервью издатель провела с генеральным директором Intertop Сергеем Бадритдиновым.  Он рассказал, что из-за закрытия офлайн-магазинов компания лишилась до 75% бизнеса, при этом онлайн-продажи растут выше запланированных показателей. Ритейлер решил открыть свой интернет-магазин для сторонних партнеров из фешн-индустрии. За полтора дня компания получила больше 100 заявок от потенциальных партнеров. По мнению Сергея, в кризис нужно со всеми договариваться, а также принимать быстрые решения.

Мы приводим расшифровку Zoom-интервью. Посмотреть его можно на нашем Youtube-канале.

– Всем привет! Это Zoom-интервью, и я – его ведущая Юлия Белинская, издатель retailers.ua. Сегодня у меня в гостях CEO компании Intertop Сергей Бадритдинов.  Сергей, спасибо, что согласились со мной поговорить. Сегодня будем говорить, о том, что происходит с рынком, на котором работает Intertop, потому что очевидно, что бизнес, который сейчас закрыт, пострадал больше остальных. 

Итак, мой первый вопрос касается текущей ситуации в сети Intertop. Все магазины сегодня закрыты, остался только интернет-магазин. Интересно, сколько это от вашего бизнеса в продажах? Известный ресторатор Савва Либкин говорил что у него осталось 10% бизнеса, которые обеспечивает доставка. Какая у вас ситуация по марту, апрелю?

– Всем привет. Я очень рад быть с Юлей и с вами. Статистика – это такая история, как считать. У нас омниканальная модель, поэтому было много отгрузок с магазинов. Сейчас эти отгрузки не доступны для клиентов, хотя мы используем некоторые магазины, чтобы собирать товар и отправлять на логистический центр. У нас интернет очень сильно растет. Действительно, закрыто 143 магазина, начиная с 16 марта. Работает только интернет-магазин, он очень хорошо растет. В цифрах мы потеряли где-то 75% бизнеса. 

– 25% бизнеса  – это вы еще счастливчики. Я, конечно, утрирую, ведь до этого была проведена большая работа. Как-то изменились покупательские предпочтения? Вы уже видите по товарному ассортименту?

– На самом деле, мы давно начали строить платформу всех тех, кто производит, дистрибутирует и продает моду. Как только случился карантин, и мы закрыли магазины,  команда маркетинга, закупок, бухгалтерия, ИТ, логистики начали работать, как сумасшедшие. И за эти четыре недели мы сделали радикальный шаг в онлайне. В спокойных условиях мы бы развивались, как запланировали, – с ростом онлайна на 60% Сейчас мы растем еще больше и очень много вещей делаем для этого. 

В марте приехало 70-80% коллекции и случился карантин.  Чтобы иметь лучшие складские остатки в будущем, мы ведем себя более агрессивно с точки зрения промоушена. По сути, будучи клиентом, сейчас очень выгодно покупать, те же кроссовки мы продаем сейчас со скидкой 30-40%. Мы видим, что растет спорт и спортивная категория. Мы очень много делаем, например, хорошую первую цену. У нас есть кроссовки по 599 грн. Вчера начали продавать футболки с коллажами из олимпийской коллекции.  По потреблению у нас нет радикальных изменений. 

– По первой цене у вас был проект Plato, а Intertop работает в категории “средний” и “средний +”, но онлайн, я так понимаю, эту границу стирает

– Да, все верно. Так как мы работаем в онлайне, мы хотим объединить всех на нашей платформе и берем низкий ценовой сегмент. 

– Ожидать больших распродаж от Intertop не стоит, вы продадите все через интернет?

– Ожидать всегда стоит. Мировые фэшн-бренды  переведут часть коллекций на следующий сезон. Не всегда на 100% мода меняется, особенно в обуви,  часть товаров перейдет на следующую коллекцию. И это не у только нас. Нам говорят поставщики, что на следующую весну-лето вы можете рассчитывать на товар, который остался.

– То есть проблем с цепочками поставок не наблюдается?

– Китай уже восстановился. Они были закрыты после Китайского нового года. И мы уже начали отгружать товар из Китая после 20 марта. Никаких проблем с поставками товара не будет. Главное, чтобы не было проблем с доходами покупателей. 

– С деньгами у покупателей будут проблемы однозначно, и тут не нужно быть большим аналитиком. После карантина нас ждет рецессия, денег уже стало меньше, было сокращение зарплат в марте, в апреле ситуация усугубится, про май не хочется и думать. Насколько вашей компании хватит денег? Вы знаете, Дмитрий Деркач из "Планеты кино", сказал, что до конца мая им хватит денег на счету.

– Мы очень драматизируем события, и это склонность людей. Даже вы говорите, что все поменяется, потребление поменяется, в мире будет плохо. Я не уверен, на самом деле. Я смотрел сегодня отчет по безработице в США, и 6,6 млн человек подало заявки на пособие. Но Америка восстановится быстро, они напечатают денег,  все запустится и начнется потребление. Эта история когда-то закончится, 1-го июня, 1-го июля, 1-го августа, 1-го сентября, когда-то это закончится. Люди переболеют этим вирусом и выработается имунитет. Я очень радуюсь за Швецию, которая избежала  lockdown и сейчас идет по своему пути, все работают, люди соблюдают социальную дистанцию и т.д. 

– Из вашего ответа я поняла, что у вас есть финансовая подушка, в отличие от многих других компаний.

– Что такое финансовая подушка? У нас 1600 человек,  мы  – прозрачная компания. В отличие от 50% ритейла, который повел себя по другому: просто пришел, закрыл магазин в сказал:  “До свидания”. У нас люди – в приоритете, мы выплачиваем зарплату. Понятно, что мы снизили ее, но мы продолжаем выплачивать. У нас есть решение акционеров и план на апрель, май, и мы будем поддерживать наших сотрудников.

– Супер.

–  Что будет дальше? Мы на самом деле думаем, что к 1 июня все закончится. Если будет негативный сценарий, будем искать деньги.

– У вас есть банковские кредиты?

–  Есть, как и у всех компаний. 

– Как банки себя ведут, есть ли кредитные каникулы?

– Я не владею точно ситуацией. Но думаю, что мы со всеми договариваемся. И нужно уметь договариваться со всеми. И как раз это время для того, чтобы договариваться. Но это не очень работает в Украине. Я сегодня говорил с владельцами нескольких крупных компаний, не буду называть их имена, с просьбой, чтобы мы сделали фэшн-манифест, о том, чтобы входить в партнерство и вместе выходить из этой ситуации. И люди не всегда быстро реагируют. Когда это все случилось, мы с Андреем Логвиным (совладелец Kasta.ua, – прим.ред.) установили абсолютный рекорд. От принятия решения о нашем партнерстве до момента старта прошло два дня. Команды работали, как сумасшедшие, но мы запустили этот проект. Мы сможем поставлять определенные товары, понятно, что у них выборочный ассортимент,  не такой полный, как у нас. 

– Время для быстрых решений и быстрых действий.

– Да, и это очень важно. Обычно весь фэшн-бизнес консервативный и медленный, в отличие от онлайн бизнеса. И нам всем нужно перестраиваться, принимать быстрые решения, делать быстрые действия. Деньги мы посчитаем потом. Будет где-то плюс, где-то минус, но в итоге мы выйдем в ноль. Но нужно принимать быстрые решения, чтобы первое – продавать, второе – создавать клиентам удобные хорошие предложения. 

– А ТРЦ как договариваются? Тоже тяжело?

— Ситуация по “принципу Парето: 80 на 20”. 80% договоренностей проходят нормально, а по остальным – если не сможем договориться, будем закрываться. 

– Касательно ваших планов по развитию сети в новых ТРЦ. Ведутся ли переговоры? Или все на паузе до лучших времен?

– Мы точно уменьшили инвестиционные планы до конца года. Мы должны были открывать больше магазинов, но откроем меньше. Но при этом все, что закомитили, к примеру, “Ретровилль”, мы откроем. Все новое мы поставили на паузу, потому что  не понимаем, как экономика восстановится, насколько большое будет падение, как карантин закончится. 

– Расскажите подробнее о своем проекте маркетплейса. Расскажите о модели, как это будет работать, что нужно, чтобы стать вашим партнером?

–  У нас уже был маркетплейс, на котором работало 10 партнеров, среди них достаточно большие игроки. Но это были товары только “средний +”, и у нас были достаточно жесткие критерии по подключению партнеров. Но сейчас, когда все магазины закрыты, мы с командой подумали и решили, что нужно помочь украинскому фэшн-бизнесу и сделать наш маркетплейс более доступным. С точки зрения трафика, мы – точно лидирующий онлайн-торговец по фэшн-продуктам. Есть “Розетка”, она – большой маркетплейс. Но наряду с такими игроками во всем мире есть специализированные игроки. И мы номер один по трафику и по продажам в фэшн.

Мы сказали, что пока у нас есть трафик и продажи онлайн, давайте поможем, и сделали наш фэшн-манифест. За полтора дня получили более 100 заявок: от лампочек до фэшн. Мы не будем ставить товары, которые завозятся неофициально или фейковые бренды. Но мы открыты для товаров фэшн и бьюти. У нас есть несколько видов подключения. Мы будем брать небольшую комиссию, но она зависит от многих вещей: например, нужны ли фото, контент. В онлайне есть много услуг, которые мы тоже можем предоставлять клиенту, например, на следующей неделе открывается фотостудия европейского уровня. И в зависимости от этих услуг мы договариваемся о сумме комиссии. По сути, если ты сидишь с закрытым магазином и товаром, ты можешь его продать через нас и зарабатывать деньги. 

— Вы упомянули Андрея Логвина. Получается, вы выходите на его поле,  начинаете конкурировать и с “Кастой” и  “Розеткой”?

— Что касается Андрея и “Розетки”. По “Розетке” – мы понимаем, что это очень мощный игрок, и это наш партнер. Но у него не будет такого предложения, как у нас. Даже на Amazon ни один бренд в мире не дает свои топ-продукты. Потому что у них нет квалификации и понимания, как его продать. Доля массового продукта –  это ОК, для специализированного – нет. По “Каста” та же самая ситуация. И “Розетка” и “Каста”  – наши партнеры.

– Вы им что-то продаете?

– Мы им что-то продаем. При этом топ-бренды (не хочу их называть) говорят, что им лучше у нас продавать. Скажем, человек который покупает, Armani,  вряд ли будет покупать на том же сайте дешевые вещи. По-разному  построен сайт, дизайн. Я не считаю, что мы конкурируем в лоб. Да, мы где-то пересекаемся, где-то играем на их поле. Но мы хотим объединить фэшн. Понятно, что бизнесы будут работать и с теми, и с теми, но мы будем специалистами по моде.

— Как лидер и первое лицо компании, на чем  вы сфокусированы, как вы видите свою задачу?

—  Я бы сказал – на стратегии и на команде. Это две важные вещи.

— А что поменялось в связи с карантином? 

— Поменялась скорость. Нам нужно принимать очень много решений сейчас и очень быстро. И  поддержка очень нужна. Тот объем изменений который есть, заставляет людей более быстро принимать решения. И  больше работать. Когда мы опрашиваем людей, как им живется во время карантина, то, слышим много отзывов, что работать приходится больше.  За 3-4 недели мы сделали столько революционных вещей. Сегодня они мне звонят и говорят, что с этим брендом у нас не получается работать. Я сразу набрал собственника бренда и говорю: “Слушай, наши люди не могут связаться, давай попробуем ко вторнику начать”. И мы договорились, что за четыре дня  наладим работу и наши люди все смогут сделать. Вот это поддержка команды. И вторая вещь – это стратегия. На самом деле, идею модной платформы мы придумали не вчера. И это был наш стратегический очень большой ход. Но нам его нужно сейчас быстрее делать. Для это нужно много решений и их нужно  принимать.

– И последний вопрос. Чья  картина у вас висит за спиной?

— Это Дюгонь, картина украинского художника Люси Ивановой. Она делала нам футболки для Олимпийской коллекции. Ведущие художники нам делали их совместно с Олимпийским комитетом

— Хорошо, спасибо. На этом все. Это было zoom-интервью. Спасибо, что посмотрели нас слышали или прочитали. Если вам понравилось наше интервью – поставьте лайк, отправьте ссылку другу, подпишитесь. И до новых встреч.

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.