"АТБ-маркет" перестал быть сетью с самыми дешевыми товарами. В компании отошли от формата "дискаунтер"

18.06.2020
29671

Фото: delo.ua

“Мы не являемся дискаунтером не только в классическом, но даже в мягком формате”, – заявил изданию rau.ua СЕО и председатель правления корпорации АТБ (в нее входит “АТБ-маркет”) Борис Марков.


К такому мнению пришел топ-состав корпорации по итогам пятилетних дискуссий о том, что из себя представляет сеть “АТБ-маркет”, в которую входят магазины разных площадей – от 200 кв.м. до 1 100 кв.м., которые отличаются технологичностью, конфигурацией и ассортиментом.

“Очевидно, что подобные разноплановые магазины не могли существовать в одном формате, даже несмотря на единство бренда, общее ценовое позиционирование и унифицированное ценообразование”, – говорит Борис Марков.

В АТБ подчеркнули, что они ввели подформаты. Но не совсем ясно, что значит “подформаты”, так как в корпорации не определили основной формат (от предыдущего формата "дискаунтер" сеть отошла).

Борис Марков озвучил такие подформаты:

  • Небольшие магазины под рабочим названием “АТБ-Express”. Первая торговая точка, открытая в 2018 году, отличалась рядом сервисов, внешним видом, “но не имела какого-то существенного отличия в ассортименте и абсолютно не отличался с точки зрения ценообразования”.

  • Арочные магазины. Реализуются в последние полгода. В магазинах такого подформата все также на 90-95%  унифицирован ассортимент и единая ценовая политика. “Нам все еще предстоит определиться: как, где и в каком виде мы будем его использовать”.

Сейчас компания работает над тем, чтобы окончательно определиться с магазинами среднего формата (что входит в это понятие, неясно, – ред.), а также прорабатывает дополнительные нестандартные подформаты. “Это будут кардинальные изменения, по сравнению с тем, что у нас есть сейчас”, – подчеркивает Борис Марков.

Дискаунтеры меняются. Пример Aldi и Lidl

С моей точки зрения вопрос формата с одной стороны очень условный, а с другой – очень динамичный. Те классические форматы, с которых мы брали пример еще 10 лет назад (Aldi и Lidl), сильно изменились, а темпы и объемы их трансформации просто впечатляют. Сети Aldi и Lidl считались эталоном дисконтно-ориентированной торговли, и фактически сформировали формат дискаунтера. Это формат с определенной площадь (от 700 до 1000 кв. м), с ограниченным ассортиментом и жесткой дисконтно-ориентированной ценовой политикой. Несмотря на то, что эти компании были ярким примером косности и неизменности, в последние 2-3 года мы можем наблюдать у них стремительные, тотальные изменения по всем направлениям.

С моей точки зрения Aldi и Lidl – это последние мамонты, которые понимают необратимость следования потребительским тенденциям.

Они используют разные технологии и тестируют абсолютно разные услуги, начиная от интернет-магазинов и электронных денег, заканчивая дополнительными сервисами, фреш-группами и т.д. Все эти изменения и новшества сильно отличаются от страны к стране, что свидетельствует о локальной конкуренции с конкретными торговыми операторами. В свое время мы ориентировались на классический подход Lidl и Aldi, но в то же время, кардинально от них отличались.

Затраты в один магазин

Стоимость реформата "синих" магазинов в "черные" сильно зависит от конструктива помещения. Реконструкция одного квадратного метра объекта, встроенного в торговый центр или в нежилых помещениях, обходится примерно 12 000-13 000 грн. А стоимость реконструкции отдельно стоящих магазинов находится в диапазоне 16 000-17 000 грн. Это без замены оборудования – только ремонт, реновация и инженерные решения.

На оборудование такого магазина нужно еще примерно 5-10 млн в зависимости от площади торгового объекта и тех уровней сервиса, которые в нем применяются.

Эффективность “черных” магазинов

Диапазон роста магазинов после рестайлинга находился в пределах от 10% до 100%. Наибольшие цифры роста достигаются редко и, как правило, связаны с фактической перестройкой и существенным расширением магазина, когда из маленькой точки делается полноценный маркет с большой парковкой и дополнительными сервисами.

Формирование товарной матрицы

Общий принцип внедрения инновационных сервисов и дополнительного ассортимента построен на так называемой «матрешечной» матрице. Одним из апологетов этой технологии выступает австрийский концерн REWE Group и ее сеть магазинов Billa. Они работают в разных подформатах с разными площадями (от 200 кв. м до 2500 кв. м) и в разных локациях (туристических и культурных центрах, на транспортных развязках, в спальных районах)

Поэтому ассортиментная матрица там строится по принципу матрешки. В небольших магазинах представлен самый востребованный и оборачиваемый товар, а по мере роста площади и изменения профиля потребителя в ассортиментный перечень добавляются дополнительные позиции товара. Соответственно и сервисы добавляются по принципу убывания: от самых востребованных к менее востребованным.

Мы работали по подобному принципу: брали технологию, тестировали в пилотном количестве магазинов, сверяли полученный эффект с ожидаемым и при достижении определенных показателей масштабировали.

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.