Омниканальность – новая норма. Пандемия и карантин ускорили диджитализацию ритейла в Украине

29.09.2020
5949

 

Можно по-разному оценивать влияние карантина на бизнес, но нельзя отрицать, что он стал мощным драйвером для всего розничного бизнеса внедрять инновации, которые до этого откладывались до лучших времен


 Новая омни-стратегия – безопасный и удобный шоппинг

 

Карантин и пандемия вызвали беспрецедентный рост рынка электронной коммерции в мире и Украине. По данным SalesForce во втором квартале 2020 года онлайн-продажи выросли в мире на 71%. Украина – не исключение. По данным CBR  в первому полугодии число украинских интернет-пользователей, которые покупают что-либо онлайн, выросло на 6% до 9,1 млн. 16% из них заказывают доставку продуктов питания, 20% – готовые блюда, даже после ослабления карантина;

Как ответ на карантин и повышенные требования безопасности, многие крупные ритейлеры запустили свои интернет-магазины, запуск которых откладывался на потом. Свои онлайн-площадки запустили “АТБ”, “Сільпо”, “Фора”, Varus, Prostor, MasterZoo

Так, лидер украинского рынка продуктового ритейла “АТБ” запустил свой интернет-магазин за два месяца.  “Что касается развития e-commerce, то мы придерживались выжидательно-подготовительной позиции. Но все кардинально изменилось после введения карантина”, – говорил в  Delo.ua генеральный директор "АТБ" Борис Марков.

Ритейлер запустил услугу click & collect, когда можно заказать товары онлайн, выбрать временной слот и забрать заказ в ближайшем магазине, оплатив его на месте. 

“Сільпо” также запустили доставку, click and collect и услугу scan and go под названием “Вільнокаса”. Эта услуга позволяет отсканировать штрих-код товара телефоном, сложить их в корзине, а на кассе самообслуживания показать qr-код и оплатить все покупки. В статье Forbes от сентября 2020 года  говорится, что эта услуга тестируется на 75000 клиентах, а через кассы самообслуживания  проходит 20-40% всех покупок. Услугу scan&go также тестирует “АТБ”.

Рост онлайн-продаж и омниканальных сценариев наблюдали и ритейлеры в других сегментах. Гипермаркеты "Эпицентр" в период карантина существенно нарастили долю онлайн-продаж. Если в конце 2013 года онлайн-торговля обеспечивала 3% в структуре продаж компании, то за последние три месяца увеличилась до 10%. За время карантина онлайн-продажи с доставкой выросли на 224%, а с самовывозом – на 262%. Об этом в интервью LB.ua рассказал директор по розничной торговле "Эпицентр" Владимир Гончаров: “За время карантина украинцы привыкли покупать онлайн – и пути назад нет.”

Исполнительный директор сети “Фокстрот” Алексей Зозуля на выставке Rau Expo рассказал, что та часть бизнеса, которую  ранее считали интернет-магазином, дает в 2,5 раза больше продаж, чем в прошлом году. Появилось более трети новых покупателей, пришедших через онлайн. “Омниканальность – это точно не временное увлечение, это мостик, который нам помог в эти черные месяцы падения продаж. Не существует интернет-магазинов, существует бренд, существует продавец и покупатель, – сказал Алексей Зозуля. – Мы осознали, что покупатели не делятся на тех, которые идут только в интернет-магазин, или только в кирпичный. Это человек, который на разных этапах обращается либо к телефону, либо к телевизору, либо к совету важных для себя персон. Омниканальность – это путь".

И хотя продуктовым и дрогери ритейлерам  интернет-торговля сейчас не приносит прибыли, игнорировать ее будет недальновидно. Так, в розничной сети Eva решили инвестировать в собственный склад и его автоматизацию для увеличения возможности обрабатывать интернет-заказы. Компания направила на эти цели дополнительные 27 млн грн, чтобы повысить пропускную способность обработки заказов с 10 000 до 20 000 в сутки.

“Мы пересмотрели некоторые объемы инвестиций, – рассказал основатель сетей Eva и Varus Руслан Шостак на конференции RAU Expo. — Мы больше финансируем сейчас проекты онлайн, и меньше – офлайн. Это более перспективное направление. Мы понимаем, что в краткосрочной перспективе онлайн – это не суперприбыльный бизнес. Но если сейчас не будем инвестировать в онлайн, то в будущем нас ждет ухудшение финансового положения”.

 

Пересмотр роли последней мили  в ритейле

Ритейлеры будут вынуждены пересмотреть роль физических магазинов и свою “последнюю милю”. Во всем мире ритейлеры экспериментируют с использованием своих торговых площадей.

Одна из альтернатив – делать из своих магазинов микро-склады или фулфилмент-центры для обработки онлайн-заказов.

Kroger и Giant Eagle – два примера продуктовых сетей, которые превратили целые магазины в пункты самовывоза. Сборщики – единственные, кому разрешено обрабатывать заказы в условиях пандемии коронавируса. В сентябре о запуске dark store в Ньй Йорке заявил Whole Foods – это продуктовый ритейлер, принадлежащий Amazon.  Магазин в Нью-Йорке работает исключительно на  доставку продуктов питания, поскольку во втором квартале этого года онлайн-продажи продуктов питания выросли втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В Украине этот тренд также набирает обороты. Так, сеть гипермаркетов “Ашан” с мая этого года начала открывать точки выдачи Pick Up Point  - это небольшие магазины с ограниченным ассортиментом, где клиенты “Ашан” могут забрать свои заказы из интернета. В Киеве такие точки работают возле метро “Почайна” и в ЖК “Комфорт таун”.  Услугу click and collect в период карантина запустил в своих 36 магазинах ритейлер Watsons.

В августе “Эпицентр" презентовал новые Центры выдачи заказов своего интернет-магазина с зоной примерочных и детским уголком. Передача товара на второй этаж или укомплектованного заказа клиента со второго этажа на первый происходит с помощью конвейерного оборудования и роботизированных подъемников. Такие центры работают в четырех объектах сети, но будут открываться во всех "Эпицентрах".

Недавно о тестировании проекта dark store в украинском офисе Glovo.  Часть помещения Glovo готов отдать ритейлерам под склад, где они смогут хранить свои товары для продажи в онлайне.

Стоит отметить, что модель Dark Store, когда торговая площадь является одновременно и магазином и складом для выдачи онлайн-заказов, уже несколько лет развивает бессменный украинский лидер  онлайн-рынка - Rozetka. В Киеве у компании уже больше 70 собственных магазинов, которые обеспечивают выдачу онлайн-заказов, но также содержат ассортимента товаров, которые можно купить на месте.

Превращение магазинов в пункты выдачи интернет-заказов и возвратов позволит ритейлерам сэкономить на стоимости доставки последней мили,  увеличить скорость обслуживания и предоставить дополнительный сервис своим клиентам.

Таким образом, связи между физическими и онлайн-магазинами будут только усиливаться. Ритейл будет становиться все ближе к потребителю, который хочет шопиться максимально удобно, где угодно и когда угодно. 



Если вы работаете в ритейле и хотите понимать, куда двигается рынок, приглашаем присоединиться к OmniForum – онлайн-конференции по вопросам омниканальности и инноваций в ритейле. Форум пройдет 22 октября в онлайн, можно смотреть из любой точки мира.

Автор: основательница Retailers.ua Юлия Белинская

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.