"Невыносимая легкость" последней мили или почему логистика – новый ритейл

11.11.2020
7131

Алексей Хворостенко, основатель сервиса доставки грузовыми велосипедами CargoCult. Фото: Анастасия Рожинская

Урбанизация, бум рынка электронной коммерции, рост ожиданий клиентов  будут приводить к транспортным задержкам и значительному увеличению стоимости доставки последней мили в городе. Бизнес будет вынуждени искать альтернативы. Об этом основатель сервиса доставки грузовыми велосипедами CargoCult Алексей Хворостенко рассказал во время ОmniForum 2020, который организовал Retailers.


"Доставка последней мили" – это последняя часть пути товара к потребителю. Именно на этом этапе компании несут наибольшую часть затрат. В мире без интернет-магазинов не существовало проблемы доставки последней мили, потому что мы все работали курьерами своих покупок и самостоятельно доставляли их в конечный пункт, то есть к себе домой.

Появление электронной коммерции, как альтернативного способа торговли, сделала продавца и покупателя необычайно близкими друг к другу в виртуальном мире. Современные логистические технологии позволяют транспортировать товары по всему миру по невероятно низкой цене и эффективно доставлять всё что угодно на склад за чертой города. Но вот та самая «последняя миля» оказывается самой тяжелой и длинной.  И вот почему.

Рост грузового трафика в городе

Мир стремительно урбанизируется. Городская популяция растет, а вместе с ней увеличивается плотность населения в городах. По прогнозам ООН к 2050 году почти 10 млрд людей на планете будут жить в городах.

Вместе с увеличением количества людей растет и объем товаров, которые движутся по городу. Современный город – это транспортно-информационный узел, а скорость и интенсивность процессов достигают своего пика в деловом центре. Большие города страдают от перегрузки транспортной системы, что приводит к пробкам и временным задержкам. Добавьте к существующему трафику людей все возрастающий объем товаров, которые доставляются его жителям автомобилями.

По разным оценкам треть трафика в городе приходится на грузовой автотранспорт. Рынок электронной коммерции растет. По данным ipost прирост рынка доставки в Украине в 2020 году составит 30%. На локальную доставку внутри городов приходится около 17 млн посылок. Это означает, что в городах будет становиться все больше автомобилей и жителям придется стоять в пробках вместе со своими посылками.

Удобство доставки – требование клиентов

Кроме урбанизации, роста трафика, есть еще один важный фактор — рост ожиданий клиентов. По данным опроса Euromonitor 70% потребителей хотят, чтобы доставка была бесплатной. Также они хотят не платить за возвраты, осуществлять трекинг своих заказов и выбирать удобное время получения.

Лидеры рынка электронной торговли и доставки уже приучили клиентов получать свои заказы быстро и в большинстве случаев бесплатно. Поэтому потребители ожидают сравнимого уровня сервиса от всех других игроков. Затраты по обеспечению "бесплатной доставки" ложатся на продавца и перевозчика, "зашиваются" в стоимость покупок. Если вам надо доставить много товаров низкой стоимости, то возникает "проблема последней мили", когда для отправителя "бесплатная доставка" уже не является рентабельной.

Удорожание "последней мили"

По данным Business Insider, стоимость доставки "последней мили" достигает 53% от всех логистических затрат. Кроме того, что это самая дорогая часть доставки, она еще и самая трудозатратная.

В то время как затраты на весь процесс производства и продажи продолжают стремительно снижаться, стоимость доставки последней мили растет и будет расти в будущем. Клиенты будут требовать еще более быструю и прогнозируемую доставку. Покупателей, товаров, и перевозящих их автомобилей буде становится все больше. Все это приведет к ухудшению трафика и к экспоненциальному росту стоимости доставки последней мили. В этой ситуации бизнес будет вынуждать искать альтернативные методы доставки. Это и вызов, и возможность для развития и внедрения инноваций. 

Мини-хабы, собственные точки выдачи и электро-транспорт

Именно потому, что доставка последней мили дорожает, многие интернет-магазины открывают свои офлайн-точки выдачи. С другой стороны, ряд розничных сетей уже переделывает свои магазины под dark store –  мини-склады для обработки и выдачи интернет-заказов. Также в черте города будут появляться мини-хабы – склады с интернет-заказами с минимальным сроком хранения.

Доставка в городах должна стать быстрой, безопасной, экологичной и почти незаметной. Сейчас практически 100% товаров в наших городах доставляются автомобилями. В развитых странах все большую популярность набирают легкие грузовые электрические транспортные средства. Мы стоим на пороге бума легкого электротранспорта: моноколеса, гироборды, самокаты,  мопеды, велосипеды уже используются людьми для собственного перемещения. Следующим шагом будет их использование для перевозки грузов.

Уже сегодня на рынке доставке готовой еды, которая требует максимальной скорости от момента размещения заказа до его выдачи, работают курьеры на велосипедах и мопедах. Велосипедист с рюкзаком – это только первый уровень мобильности курьеров. Бизнес уже сегодня может использовать грузовые электровелосипеды на двух или трех колесах. Такой транспорт может "взять на борт" до 100 килограмм за одну поездку. Грузовые электромопеды способны перемещать до 500 кг грузов. Электрические мини-фургоны на трех или четырех колесах могут перевозить до 750 кг.

По данным исследования CYCLE, 25% всех грузов в городе можно перемещать на грузовом электротранспорте.  Главное преимущество такого вида транспорта по сравнению с автомобильным в том, что он быстрее. Он не стоит в пробках с автомобилями и у него нет проблем с парковкой. Сейчас, центральные улицы города забиты автомобилями и если вы делаете доставку на автомобиле, то не можете прогнозировать время доставки своему клиенту, потому что попросту его не знаете.

Грузовой электротранспорт доставляет на 25-50% быстрее по сравнению с автомобилем и время доставки можно точно прогнозировать. 

Все больше клиентов обращают внимание на экологические вопросы и стремится покупать у тех брендов, кто проявляет заботу об окружающей среде. У электротранспорта нет затрат на топливо, он не продуцирует выхлопные газы, а, значит, является более экологичным способом доставки. 

Логистика – это новый ритейл

Качественная "доставка последней мили" – ключ к удовлетворению потребителя. Единственное место физического контакта продавца и покупателя в реальном мире – это передача товара. Улучшения сервиса последней мили создает огромное конкурентное преимущество. Также постепенно меняются цивилизационные ценности и приоритеты городского жителя: в каком месте мы живем, каким воздухом дышим, как производим товары, которые потребляем, как перемещаемся сами и как транспортируются наши покупки.  

Скорость, своевременность, прогнозируемость, клиентоориентированность и экологичность – такие требования клиентов будут определять рынок доставки последней мили.

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.