Фискальные чеки в интернет-торговле. Что нужно знать физическим лицам-предпринимателям?

27.11.2019
1170
Партнер проекта

Через год все физические лица предприниматели, которые продают товары и услуги в интернете, будут обязаны выдавать фискальные чеки. Как к этому относится малый и крупный бизнес? При каких условиях произойдет  настоящая “детенизация рынка”? Во сколько малому бизнесу обойдется фискализация? Что нужно знать об электронном чеке?

В партнерском материале с Interkassa  собрали актуальную информацию о фискализации интернет-бизнеса. 


Массовая фискализация бизнеса становится все ближе. В октябре президент подписал закон 1073, который кардинально меняет правила игры для физических лиц-предпринимателей. Он обязует использовать регистраторы расчетных операций (РРО) бизнесы, которые раньше могли этого не делать.  Все интернет-продавцы вне зависимости от оборота будут обязаны выдавать фискальный чек с 1 января 2021 года. Те интернет-предприниматели, чей годовой оборот превышает 1 млн грн, должны будут выдавать фискальные чеки уже с 1 января 2020 года, то есть меньше через два месяца.

Скольких предпринимателей затронет новшество?

Всего в Украине, по данным Государственной фискальной службы (ГФС) плательщиками единого налога являются 1,3 млн предпринимателей, при этом 85% из них работают на второй и третьей группе. В интернет-торговле задействованы десятки тысяч предпринимателей. По словам основателя Rozetka Владислава Чечеткина, на маркетплейсе Prom.ua работает около 80000 предпринимателей, еще минимум 10000 сотрудничают с Rozetka. Все они будут вынуждены фискализироваться. Нормы коснуться расчетов с наличными и безналичными платежами.  Как это будет происходить, и чего ожидает бизнес?

Крупный бизнес поддерживает, малый боится

Большой бизнес, работающий на общей системе налогообложения,  давно выступает за массовую фискализацию розничной и интернет-торговли. 

"Наша компания, как законопослушный бизнес, всегда за прозрачность и честность. Мы последовательно выступаем за уплату налогов и фискализацию нашей рисковой отрасли, как элемента прозрачности (подтверждение продажи для налоговых служб) и подтверждение для потребителя о совершении с нами сделки”,  – прокомментировали в пресс-службе группы компаний “Фокстрот”, в которую входит дистрибьюторский бизнес, физическая розница и собственный интернет-магазин. 

СЕО розничной сети Intertop Сергей Бадритдинов также выступает за принятие нормы о фискализации: “Мы уверены, что введение закона будет способствовать установлению равных правил игры. Сейчас около 80% ювелирного рынка и примерно 50% рынка одежды и обуви находится в тени. Даже большие сети и большие интернет-магазины, используя сложность проверки оборота, торгуют через ФЛП”. 

Мелкие предприниматели, зарегистрированные как физические лица, неоднозначно воспринимают принятые законы.

Основные опасения связаны с тем, что фискализация увеличит расходы на ее администрирование. “Я плачу все налоги, но ввести дополнительные расходы – проблематично. Даже, если это придётся сделать, это влечёт за собой поиск и содержание бухгалтера, покупку и обслуживание РРО”,  – рассказала Юлия Бабюк, которая разивает интернет-магазин Berkani. Опасение вполне обоснованное. 

Государственная регуляторная служба, анализируя законопроект, посчитала, что затраты всех физических лиц-предпринимателей на подключение и обслуживание РРО составят около 22,35 млрд грн. Даже при условии, что будет внедрено бесплатное программное обеспечение, годовые затраты малого бизнеса составят 8,53 млрд грн. 

Регуляторная служба предупреждает, что увеличение и подорожание процедур администрирования малого и микро-бизнеса может привести к эмиграции предпринимателей, особенно тех, у кого небольшие капиталовложения. Об этом говорят и сами предприниматели.  “Мы ожидаем отток малого бизнеса зарубеж”, – отмечает основатель интернет-магазина Kedoff Игорь Климчук. 

В чем солидарен и крупный и мелкий бизнес, так это в том, что принятые законы сырые, и пока толком никто не может сказать, как они будут работать. “Онлайн-торговля с каждым годом растет и грамотная регуляция этого сектора необходима. Но чтобы оценить насколько обеспокоились законодатели удобством для бизнеса и потребителя при принятии законопроектов, необходимо дождаться подзаконных актов”, – отметили в пресс-службе “Фокстрот”.  

Спілка українських підприємців (СУП) поддерживает фискализацию всех отраслей, однако при четких условиях: создании сервисной службы и демонополизации рынка РРО.

“Налоговые новшества могут поставить под удар малый и средний онлайн-бизнес и замедлить положительную динамику роста сегмента электронной коммерции. В их теперешнем виде законы о РРО пока слабо учитывают специфику онлайн-торговли, а отдельные положения требуют дополнительных разъяснений и доработки”, – отмечает эксперт Interkassa.

Пока подзаконные акты пишутся, многим предпринимателям уже с 1 января 2020 года нужно обязательно использовать РРО.  Делать это придется со многими неизвестными.

Онлайн-покупки: когда продавец должен выдавать фискальный чек 

Рынок электронной торговли в Украине растет – по данным компании EVO, его объем в 2019 года увеличится на 25%. “Именно е-коммерс – это тот сегмент, который больше прочих использует инструменты онлайн-платежей и драйвит их развитие. Например, по нашим данным за 10 месяцев 2019 года клиенты онлайн-бизнеса успели сделать в 2 раза больше покупок, чем за весь 2018 год”, – говорят в Interkassa.   По данным НБУ, в первом полугодии 2019 года 16% всех операций с банковскими картами приходилось на расчеты в интернете, а это около 134,3 млрд грн. 

Фискальный чек выдается, если потребитель заказал и оплатил товар в интернете с помощью банковской карты.

Фискальный чек не выдается, если место осуществления расчетов определить невозможно, это относится  к покупке компьютерных программ, электронных книг, справок, заключений, экспертных оценок исключительно в электронной форме.

Продавец должен сформировать и опубликовать чек в момент совершения расчетной операции. Расчет за наличные курьеру без выдачи фискального чека является вне закона.

Чек должен быть доставлен покупателю – это обязательство продавца перед потребителем. 

Бумажный чек можно доставить самому или с помощью курьерской службы. Фискальный чек может быть бумажным или электронным, но тестирование работы электронного чека еще не завершено ГФС.

Налоговая тестирует работу онлайн-сервиса для потребителей, где они смогут проверить достоверность данных в чеке и факт его передачи в ГФС. Принятый закон 1073 предусматривает, что потребители смогут рассчитывать на “кэшбек”, если бизнес нарушит порядок расчетных операций.

Во сколько бизнесу обойдется фискализация

На момент выхода статьи единственный вариант для предпринимателя стать законопослушным — это установить стационарные РРО.

Как рассказал СЕО компании Poster Родион Ерошек стационарное программное обеспечение требует локального сервера на стороне бизнеса. Обычно это отдельный персональный компьютер, на который устанавливается серверная часть ПО. Это достаточно сложное и недешевое решение. 

Предпринимателю нужно не просто купить РРО, но еще заплатить за его регистрацию и введение в эксплуатацию. Вместе с этим к статьям расходов добавится ежемесячная абонплата за обслуживание РРО и покупка кассовой ленты. С введение РРО связаны и сопутствующие затраты, например, обучение персонала, формирование и ведение номенклатуры товаров и услуг. 

Суммарно регуляторная служба оценивает годовые расходы на внедрение одного РРО в сумму около 20 000 грн. Безусловно, малый бизнес не будет рад дополнительным хлопотам и расходам. Однако с 16 апреля 2020 года вступит в силу закон N1053-1 позволяющий использовать программные РРО. О них речь пойдет ниже.

Облачные РРО для интернет-торговли

Программные или облачные РРО не требуют покупки дополнительного оборудования. Свой сервер не нужен, все данные хранятся у разработчика.  Функцию регистратора может выполнять компьютер или смартфон, но на него должно быть поставлено программное обеспечение, которое позволит выдавать электронные чеки и передавать информацию по каждой операции на сервер ГФС. Закон вводит новые понятия, такие как электронный чек, онлайн-регистрация чеков, реестр программных РРО, фискальный сервер Государственной налоговой службы, квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Принцип работы такой: кассовые программы смогут отправлять чеки в налоговую напрямую по API, без дополнительных прослоек в виде физических РРО. После каждой продажи формируется XML-файл, который подписывается квалифицированной электронной подписью (КЭП), и отправляется в ГФС, то есть фискализируется. 

ГФС обещает сделать бесплатное решение, которое подойдет для работы на компьютере и для Android/iOS приложения. Коммерческие предприятия также предложат рынку свои решения. Сейчас налоговая тестирует решения 8 компаний — поставщиков программного обеспечения для РРО. В налоговой ожидают, что облачное решение будет более доступным и простым, его можно будет интегрировать с учетными системами других компаний, например почтовых служб.

“Знаю, что в таком пилоте принимала участие “Укрпочта”, – говорит Родион Ерошек. По его мнению облачные РРО  удобны для малого бизнеса, потому что не нужно заботиться об инфраструктуре, делать резервное копирование, обеспечить доступность сервера. “ФЛП в большинстве будут выбирать облачное РРО, поскольку это более дешевое, технологическое решение”, – говорит Родион Ерошек.  Пилотный проект по тестированию работы электронного чека E-reciept был запущен год назад и официально закончится 31 декабря 2019 года

При каких условиях произойдет выход из тени. Мнение бизнеса 

Официальные цели принятия законов о массовой фискализации – детенизация рынка, выведение части наличных расчетов из теневого оборота, создание равных условий с теми компаниями, кто уже обязан использовать РРО. Цели заявлены правильные. Но у бизнеса, как мелкого, так и крупного есть свои условия, при которых заявленные цели будут достигнуты. И вот какие.

Реальная, а не номинальная борьба с контрабандой на таможне

По данным Ukrainian Economic Outlook на теневой импорт в Украине приходится около 10% ВВП, и по прогнозам в 2019 году объем ввезенной продукции без уплат таможенных пошлин, акцизов и НДС составит около $12 млрд. “У нас есть “черные дыры”, на рынке “7-й километр” в Одессе, “Барабашово” в Харькове, там работают целые диаспоры, у которых нет никаких документов и они не собираются “обеляться””, — говорит Игорь Климчук. Контрабандисты вряд ли будут выходить из тени, и если их деятельность продолжится, то фискализация создаст еще более неравные правила игры.

Выпустить подзаконные акты, регулирующие фискализацию интернет-торговли

Необходимо внести изменения в законы, регулирующие рынок электронной торговли.  Физические лица-предприниматели ждут от налоговой разъяснения по работе с кассой, ведь их учет существенно отличается от учета юрлиц на общей системе налогообложения.

Налоговая должна стать сервисной службой бизнеса, а условия упрощены для всех

“Фискализация в нашей отрасли введена с 2017 года, но низкая ответственность, коррупция и закоренелость фискальных органов не способствуют обелению рынка”, — сообщили в пресс-службе “Фокстрот”. Украинские предприниматели не доверяют налоговой и правоохранительным органам и опасаются, что новые законы будут использоваться для давления и вымогательства. 

Помимо прямых затрат предприниматели боятся строгой кассовой дисциплины и штрафов. “Главная причина почему ФОП не хочет РРО – это сталинская система учета”, – комментирует интернет-предприниматель Юлия Бабюк. 

Не исключено, что массовая фискализация заставит многих предпринимателей перейти на общую систему налогообложения, где нужно платить НДС и налог на прибыль, а вести учет сложнее и дороже. Соответственно, условия ведения бизнеса, его учет должны быть упрощены и для компаний, работающих на общих основаниях. Мелкие предприниматели ожидают повышение предельных оборотов, позволяющих работать на упрощенной системе налогообложения. В Хозяйственном кодексе Украины сказано, что объектами микробизнеса можно считать компании, с годовым доходом до 2 млн евро. А максимальный товарооборот для упрощенной системы сейчас составляет менее 200 000 евро (5 млн грн). Существующие товарообороты можно назвать “нанобизнесом”.


Фискализация продаж направлена на выведение рынка из тени и повышение его прозрачности. У малого бизнеса есть год, чтобы научиться работать с кассой. Стационарные кассовые аппараты являются дорогими и сложными в обслуживании. Покупка специальных устройств для печати чеков выглядит немного устаревшей, особенно для интернет-предпринимателей. Запуск облачного программного обеспечения и электронного чека запланирован на весну 2020 года. Облачные РРО должны упростить процесс перехода малого бизнеса на строгий фискальный учет. Retailers будет следить за процессом внедрения электронных чеков.

Авторы: Александр Шокун, Юлия Белинская

Фото: Depositphotos

Инфографика: Retailers

 

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.