Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
"В этом году "Розетка", по нашим оценкам, стала номер один по продажам одежды в Украине", - Владислав Чечеткин, основатель маркетплейса
Фото: Gordon.com
Владислав Чечеткин, основатель интернет-магазина Rozetka.ua, дал публичное интервью Виктории Тигипко, сооснователю женского IT-сообщества WTech. Полную расшифровку выступления приводит издание MC Today. Мы же приводим выдержки.
Работа маркетплейса в 2019 году
Мне тяжело чем-то хвастаться. "Розетка" сейчас стала очень большой, и нам тяжело быстро меняться. Весь этот год проходит у нас под эгидой интеграции c Prom. Обычно побеждает на нашем рынке именно тот, кто успевает соединить в максимально лучшую форму бизнеса, сохранив качество обслуживания и скорость. Мы сильно потеряли скорость, и это сейчас наша главная боль.
В этом году "Розетка", по нашим оценкам, стала номер один по продажам одежды в Украине в интернете и не только. Лучше всего продается спортивная обувь. Средний чек – 800 грн.
Несмотря на это, нам очень не хватает товаров тех брендов, которые пытаются регулировать продажи своей продукции в интернете. Мы работаем над тем, чтобы убеждать их работать.
Не могу называть компанию, но есть один суперважный для нас бренд, который этой весной сам связался с нами и предложил работать. Их представители просто случайно зашли в наш магазин на Петровке, увидели там свой товар, поняли, что он хорошо у нас продается. После этого они закрыли свой прежний офис в Украине и предложили нам контракт на $12 млн. Каждый контракт с брендами сейчас для нас является величайшей победой.
Одежды в Украине по разным оценкам продается больше, чем на $4 млрд в год. Если занять 20% этого рынка при возможности наценки в 30-40%, это достаточно большие деньги. Понятно, что это далеко до сотен миллиардов долларов оборота на Amazon, но мы будем работать над тем, чтобы наша доля на рынке росла.
Также в этом году мы запустили Rozetka.Travel. Мы запускали его по другой модели, чем все остальные наши продукты. Купили команду во главе с девушкой-предпринимателем. Приняли такое решение только потому, что у нее горят глаза и она нас убедила, что точно знает, что надо делать. Какие будут результаты – пока судить сложно, проекту только три месяца. Пока мы инвестируем в этот проект, но в следующем году уже должны выйти на прибыль.
Вызовы для "Розетки" на следующий год
Самый большой вызов для украинского бизнеса – со стороны нашего нового правительства, которое действует под девизом "забрать все у богатых, отдать бедным". Это правительство для бабушек, а не для тех, кто хочет разбогатеть.
Недавно правительство объявило о полной фискализации. Они забыли о существовании интернет-магазинов. Если они сейчас все это введут, то наложенный платеж окажется вне закона с 1 января. Непонятно, чем это все для нас закончится, придется быстро придумывать какой-то бизнес-план. И если мелкие магазины смогут как-то быстрее адаптироваться, то "Розетке" будет сложнее. Мы большие, и они начнут с нас.
Для "Розетки" самый большой вызов – это развитие маркетплейса. Он несется с огромной скоростью, и мы за ним не успеваем. У Prom уже сейчас порядка 80 000 предпринимателей, и еще 10 000 бизнесов торгуют на "Розетке". Они требовательные, с ними нужно работать. Главная задача для нас – сделать так, чтобы маркетплейс не похоронил "Розетку" с точки зрения качества.
"Розетка" создала определенный стандарт качества (ассортимент, доставка, качество товаров, обслуживания и так далее). Он узнаваемый, понятный и прогнозируемый для многих покупателей. Мы за этот стандарт качества боролись много лет, он стал одним из лучших в Украине.
Сейчас пришли множество новых предпринимателей, которые продают на "Розетке" со своими стандартами и часто не выдерживают того, что хочет "Розетка". Есть также те, кто продает мимо "Розетки", чтобы не платить нам за клиента. Есть те, кто продает синий чехол, а присылает заказчику черный. Есть те, кто вовсе не привозит товар клиенту.
И когда доля продаж маркетплейса соизмерима с долей продаж на самой "Розетке", но качество этих продаж не сравнимо, то чем тогда "Розетка" отличается от всего остального, что есть на рынке? Это наши переживания, мы постоянно работаем над тем, чтобы улучшать качество мелких продавцов.
Управление маркетплейсом
Так как очень сложно разделять семью и работу, между мной и Ириной нет никаких писаных правил. Изначально было так, что я отвечал за маркетинг, техническую, коммерческую часть, а она отвечала за логистику, людей и операционные вещи. Сейчас плюс-минус все так и осталось, но, конечно, появилось больше людей, подразделений, руководителей.
Совет директоров у нас сейчас только формируется. С тех пор как в 2016 году в капитал компании вошел Horizon Capital, у нас есть с ними регулярные встречи, которые проходят в формате собрания совета директоров. Но сам по себе board понадобился тогда, когда появились другие бизнесы, когда к нам присоединился Prom.
Перевести такую большую компанию на корпоративное управление в один момент очень сложно, но мы сейчас учимся жить большой семьей.
Противостояние офлайн- и онлайн-ритейлеров
Поставщики пытаются спасти офлайн-розницу. Они бойкотируют Amazon. Даже нам некоторые поставщики принципиально отказывают, хотя мы – самая крупная площадка продаж в Украине. Они пытаются как-то стимулировать продажи в магазинах, предоставляют им эксклюзивные коллекции, более выгодные условия.
С точки зрения бизнеса лично я таких поставщиков сравниваю с некими экоактивистами, которые пытаются спасти мамонтов. Мамонтов осталось мало, чтобы их спасти, надо выращивать каких-то специальных свинок. Это, конечно, хорошо. Но я считаю, что "амазонизации" не удастся избежать никому.
Возможность выхода "Розетки" на другие рынки
Традиционно все хотят выйти за границу. Но если говорить об электронике, то у меня нет ответа на вопрос, как взять и повторить этот успех в других странах.
Проблема в том, что поставщики электроники – это глобальные монстры, которые очень агрессивно делят рынки и следят за тем, чтобы не появлялись новые мощные международные игроки, которые будут им потом крутить руки и требовать новые условия. Именно поэтому Samsung, который продается в Украине, не может продаваться в Польше, и наоборот, потому что это в правилах самого Samsung.
То же самое с техникой Apple, вокруг которой много скандалов на почве контрабанды. Apple делит для себя рынок всех европейских стран на разные зоны и пытается сделать все, чтобы локальные игроки Польши не могли продавать в Германию и так далее.
Учитывая, что у "Розетки" еще полтора года назад техника была основным направлением, а ее поставщики – это глобальные компании, было тяжело думать об экспансии.
Если говорить о выходе на международные рынки с одеждой или другими менее зарегулированными группами товаров, то шансы есть. Но пока мы от этого далеки.
Источник: MC Today