Реакция бизнеса на законопроекты, которые определяют правила использования ФЛП кассовых аппаратов

12.09.2019
6238

Politeka

Вчера, 10 сентября, парламент в первом чтении по ускоренной процедуре принял законопроекты, которые определяют правила использования бизнесом кассовых аппаратов. Цель этих документов – вывести расчеты в торговле из тени.

В законопроектах прописано, что физические лица предприниматели (ФЛП) на едином налоге 2-4 групп в сфере торговли должны будут использовать регистраторы расчетных операций (РРО), то есть кассовые аппараты. Эта норма будет действовать с 2021 года. Также этими документами вводятся программные РРО, электронные чеки, а также у покупателей появляется возможность сообщать, что им не выдали чек, за что получат процент от штрафа (“кешбек”), который заплатит предприниматель. Подробней можно прочитать здесь.

Как представители бизнеса расценивают принятые законопроекты?


Владимир Поперешнюк, совладелец "Новой почты"

(мнение опубликовано 9 сентября на странице Facebook)

Нужны ли нам ФЛП?

С первых дней назначения новая власть пошла в наступление на бизнес. Законопроекты 1053 (в итоге этот законопроект был доработан и подавался под номером 1053-1, – Ред.) и 1073, возвращающие так называемую "пятикратку", которую ранее отменил президент (Петр Порошенко, – Ред.), внедряют систему клеветы покупателя на предпринимателя, расширяют применение РРО и другие инициативы по "закручивания гаек" бизнеса, включая повышением налога для ИТ, демонстрирует реальные намерения новой власти.

Стало понятно, что мы, предприниматели, – враги, а особая вражеская каста для них – это ФЛП. Мы это все уже проходили с их предшественниками. К сожалению, среди украинцев тоже есть немало сторонников борьбы с ФЛП. От простых потребителей, которым не нравятся неправильные чеки в ресторанах, к представителям бизнеса на обычной системе налогообложения.

Я понимаю их позицию, ведь наша компания тоже платит 4 млрд грн налогов в год. Когда одни должны платить много, а другие имеют возможность платить меньше, это может показаться несправедливым.

Но вместе с тем ФЛП играют ключевую роль в развитии экономики. Именно благодаря им наша экономика еще жива и даже понемногу растет.

Что делать с несправедливостью? Логичный ответ: упрощать условия, снижать налоги для компаний на обычной системе!

Но у чиновника другая логика. Коррупционная привлекательность и потенциальный теневой доход увеличиваются, когда бизнесу сложно и трудно. Вероятно, именно поэтому, вместо либерализации, которую они нам обещали, имеем ухудшение условий для предпринимательства.

Лучшей стратегии уничтожения Украины, пожалуй, и не придумаешь ...

Сергей Бадритдинов, СЕО Intertop Ukraine

Закон 1053-1 своевременный для Украины! Мы уверены, что введение закона будет способствовать установлению равных правил игры. Сейчас около 80% ювелирного рынка (Intertop входит в МТI групп, у которой есть ювелирный бренд Pandora, – Ред.) и примерно 50% рынка одежды и обуви находится в тени. Даже большие сети и большие интернет-магазины, используя сложность проверки оборота, торгуют через ФЛП.

До подачи ко второму чтению закона нужен ряд доработок, и он должен быть введен в действие только, после того, когда система с новыми РРО будет введена в эксплуатацию. Кроме того, нужны еще изменения в законах, для урегулирования ряда вопросов в электронной коммерции. 

Дмитрий Латанский, совладелец sokol.ua и foxmart.ua, также ранее владел Repka.ua

Считаю, что подобные инициативы правильные и, со временем, положительно повлияют на рынок. Необходимость выдавать фискальные чеки приведет к тому, что уменьшится количество товаров в продаже, которые попадают в Украину без оплаты необходимых налогов, а также уменьшится количество неучтенных средств, которые сейчас используются для выплаты зарплат "в конверте".

Конечно, те ФЛП, которые работают исключительно "за кэш", будут оказывать упорное сопротивление, но рано или поздно мы должны прийти к цивилизованной торговли и уплаты налогов. Эти законы – необходимый и важный шаг на пути к этому.

Святослав Амелин, СЕО сети “МебельОК”

Мы видим для себя целый ряд рисков. Что нам очень не нравится это то, что новый законопроект крайне сырой. Больше всего смущают штрафные санкции. Даже при использовании РРО в том виде, в котором они выглядят сейчас, все равно существуют моменты, когда сотрудник допустил ошибку или курьер выехал на доставку без чека, или нет связи, интернета или электричества. Тогда мы не можем выдать чек.

Это вряд ли понравится клиенту, потому что по новому закону мы не сможем совершить продажу, и будем вынуждены платить большие штрафные санкции, которые выглядят для нас очень архаичными на фоне того, что звучат предложения о переходе на смартфоны и электронные чеки.

Второе – мы не до конца понимаем, как в момент отгрузки товара мы можем выписать чек. 

Больше всего в этой ситуации расстраивает отсутствие понятного диалога. Первое обсуждение было позавчера в СУПе вместе с представителями партии “Слуги народа”. Это обсуждение не на том уровне экспертности, которое нужно проводить. 

Регуляторная служба опубликовала расчеты, которые они видят по поводу внедрения налога. На внедрение системы администрирования нового единого налога понадобится от ФЛП около 22-25 млрд грн. При этом ожидаемые поступления от ожидаемых нарушений будут всего 2 млрд. Затраты бизнеса на администрирование будут несоизмеримо больше, чем государство получит налогов.

Алексей Король, руководитель юридического департамента EVO 

(комментарий опубликован на сайте EVO Business)

Если законопроект примут в таком виде, предприниматели должны будут выдавать чеки в бумажной или электронной форме. Предпринимателям, которые уже выдают чеки, будет легче — они смогут заменить бумажные чеки на электронные.

Каким образом будут создаваться электронные чеки, пока непонятно. 

Клиент может сообщить о нарушении при выдаче чека и на продавца налагается штраф 150% стоимости товара. Но я не вижу в законопроекте возможности создавать именно фейковые жалобы. Если продавец выдал чек — бумажный или электронный — он легко может это подтвердить. Финансовые санкции не накладываются автоматически после жалобы. Жалоба — основание для проверки.

Татьяна Паламарчук, и.о. исполнительного директора СУП

В настоящее время имеется большое количество известных магазинов, особенно ювелирных изделий, одежды, которые не выдают фискальный чек. Теперь они будут вынуждены это делать. И это хороший месседж.

Однако с заказами через интернет – больше вопросов, чем ответов.

Во-первых, что это будут за РРО. Обычные – стоят недешево, да и в обслуживании дорогие, а новейшие – до сих пор полностью не запущены, и непонятно, какими они будут.

Во-вторых, до сих пор не известны результаты пилотного проекта по запуску электронного чека, который по новому проекту закона должен выдаваться не позднее момента выдачи товара. Однако в интернет-торговле это сложная процедура – через переводы по почте. Вы не можете знать, в какой момент покупатель заберет товар, и заберет ли вообще.

В-третьих, в законопроекте, который предлагает фискализацию интернет-магазинов нет определения, что такое «заказ через интернет».

Устанавливается ответственность предпринимателя за невыдачу фискального чека при продаже от 100 грн, но не устанавливается ответственность заявителя за клевету. По жалобе физического лица ГФС проводит проверку. Бизнес будет вынужден годами отстаивать свои права в судах. При этом отсутствует компенсация с чиновника ГФС (персональная ответственность) или с жалобщика.

 СУП поддерживает фискализацию всех отраслей, однако при четких условиях:

– создании сервисной службы;

– демонополизации рынка РРО.

СУП считает недопустимым принятие этого законопроекта в существующем виде и уже обратился в профильный парламентский комитет с просьбой провести его широкое обсуждение и доработать ко второму чтению.

Вадим Бортник, CEO Freshline, глава Всеукраинской организации заведений общественного питания

В общем, отношусь к этой инициативе отрицательно. С точки зрения принципа, этот законопроект правильный, но с точки зрения сегодняшних реалий, многие люди просто перестанут быть предпринимателями, существенно снизится открытие новых предприятий, будут протесты со стороны мелких предпринимателей.

Введение единого налога снизило коррупционное давление на предпринимателей, особенно мелких и начинающих. Однако, фактически, с его отменой давление снова усилится со стороны правоохранительных органов и фискальной системы.

Большой объем прописанных в документах правил и требований достаточно жесткие, например, нарушение кассовой дисциплины.

Юлия Дроговоз, вице-президент, председатель Комиссии по вопросам экономической политики в Украинском союзе промышленников и предпринимателей

(мнение опубликовано, 8 сентября, на личной странице Facebook. Публикуем некоторые пункты)

Основные положения законопроектов:

1. Реализовать мечту грантоедов – детенизаторов – сделать общую фискализацию расчетных операций. Сфера применения РРО существенно увеличивается из-за обязательств предпринимателей 2-4 групп единого налога с 1 января 2021 применять РРО, не учитывая объем доходов (до 1 млн. или более уже будет не важно).

Законопроектом предусмотрен переходный период для 2-4 группы предпринимателей. Но есть слишком много исключений для применения переходного периода, из чего следует, что большинство будет применять РРО сразу с момента вступления в силу закона (через 6 месяцев после его опубликования) – это касается предпринимателей, ведущих деятельность гостиниц, ресторанов и кафе, мобильного питания, интернет-магазинов.

2. Сделать только вид диджитализации (РРО в смартфонах). На самом деле кассовые аппараты никто менять не собирается. На сегодняшний день регистрация новых моделей комплексов (РРО) в реестре ГФС не состоялась. Поэтому их внедрение произойдет не так скоро, а вот покупать РРО старых моделей придется в ближайшие шесть месяцев.

Система учета и контроля за расчетными операциями остается громоздкой и обременительной - со всеми сервисами, обучениями, РРО- "гробикамы".

3. Ввести "кэшбек", то есть еще один способ контроля за бизнесом через использование потребителей-стукачей. Кто подаст жалобу на розничного торговца – получит компенсацию части штрафных санкций (пока вопрос какой части).

У меня только один вопрос – как покупатель будет доказывать, что он приобрел товар именно в конкретное время и именно у этого продавца? Наличие самого товара еще не может служить доказательством, поскольку товары широкого потребления продаются далеко не в одной точке. Кроме этого, как доказать, что товар приобретен именно в это время и день, а чек с соответствующим товаром это не мой, а моего соседа по очереди. Потому как будет работать “кэшбек”, который выходит за рамки полномочий контролирующего органа и является неконституционным, трудно сказать. Но чувствую, что не сработает. Или появятся "охотники" за чеками, придумывая способы заработать на компенсациях из бюджета.

4. Интернет-магазины, для вас требования выдавать лицу, которое получает или возвращает товар, получает услугу или отказывается от нее, при получении товаров (услуг) в обязательном порядке расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции. Расчетный документ должен быть выдан или создан в электронной форме не позднее момента передачи товара (услуги).

То есть, отправляете товар по почте – создавайте электронный чек. Если вам возвращается товар – ну, следите за покупателем, когда он занесет товар на почту. Расчеты на условиях предварительной или частичной оплаты, идет замена товара – ну как-то создавайте и печатайте чеки – разработчиков такие мелочи не беспокоят. Пожалуй, больше всего жалобщиков найдется именно на заказах через интернет. Здесь и товар получен, есть доказательства, и чека может в момент получения товара не быть (так как продавец может знать, забрал покупатель товар, или нет). Тоже самое касается тех продавцов, которые пользуются курьерской доставкой с помощью специальных служб доставки. Кто должен предоставлять чек, курьер или продавец товара?

Это очень кратко. Главные тезисы. Но больше всего беспокоит поспешность принятия законопроектов и участие в законопроекте таких личностей, как Oleg Getman (эксперт Экономической экспертной платформы,– Ред.), Илья Несходовский (Директор Института социально-экономической трансформации, – Ред.), которые всегда не видели дальше своего носа, но четко отрабатывали гранты. Бизнес сможет искренне им поблагодарить за такие "хорошие" инициативы и идеи.

Ну и всего личная благодарность Владимиру Зеленскому (Офис Президента Украины), потому что все, что сейчас происходит, это исключительно его зона ответственности. Ждите реакции бизнеса.

Автор: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.