Рейтинг аптек: АНЦ лидирует по обороту, но проигрывает по числу точек. В онлайне пальма первенства у "Аптека-911"

05.01.2022
3982

Фото: Depositphotos

После локдауна усилилась консолидация аптечного рынка. Крупные сети растут за счет мелких игроков. Усиление позиций крупных игроков — “Подорожник”, АНЦ и 911 — может привести к тому, что более мелкие будут объединяться в ассоциации. И это вероятно произойдет в ближайшем будущем. Об этом идет речь в материале apteka.ua.

Помимо развития в офлайне, некоторые ТОП-игроки, например 911, инвестируют в онлайн-направление, конкурируя здесь с сайтами по поиску и бронированию лекарств — Tabletki и Liki24.


Офлайновый рынок

В конце декабря профильный сайт apteka.ua опубликовал данные аптечного рынка Украины за 10 месяцев 2021 года.

На конец октября 2021 года в Украине работало 20 643 аптек, из которых 75% (15 418) находилось в городах. У страны один из самых высоких показателей по доступности аптек на число жителей — на одну торговую точку приходится 1851 украинец. Тогда как, к примеру, в Казахстане только для 2 605 жителей страны или в Беларуси 2 389.

Лидерство по числу аптек занимает западно-украинская сеть “Подорожник” — 1 286 точек. За ней следуют “Гамма-55” (“Аптека 911”) — 1 185 и “Аптека-Магнолия” (АНЦ, “Благодія”, “Копійка” и "Шара") — 1 055.

В ТОП-5 входят также “Сириус-95” (“Бажаємо здоров’я”) с числом аптек — 988 и “Фармастор” (“Аптека Доброго Дня”) — 531.

Однако по обороту первая пятерка выглядит иначе (см.таб.). Первое место у “Аптека-Магнолия”, второе у “Сириус-95” и третье у “Гамма-55”. С 2017 года ТОП-3 сетей увеличили свою долю в общем розничном товарообороте с 71% до 84%.

Пятую строчку по обороту занимает ассоциация небольших аптечных сетей — “Аснова”. Кто в нее входит, и почему она включена в таблицу, в материале apteka.ua не указано. Нет информации и в материалах издания опубликованных ранее. Лишь в одном из них упоминается "Аснова" как виртуальное объединение, ее участники получают доступ к маркетинговым договорам, единому модулю отчетности и аналитики, электронному документообороту и центру обучения, а также имеют более сильные позиции при переговорах с производителем. При этом аптека-участник сохраняет свою финансовую и юридическую независимость. Контактов ассоциации "Аснова" в открытых источниках нет.

В условиях высокой конкуренции наценка на товар в аптеках продолжает снижаться. И к ноябрю 2021 года в среднем составила 17%, тогда как последние пять лет наценка была на уровне 19%. При этом маржинальный доход (он включает наценку, маркетинговые отчисления и пр.) в большей мере зависит от роста рынка и взаимодействий с производителем.

Идет жесткая конкуренция между лидерами аптечного рынка по его консолидации. Небольшим ритейлерам сложно с ними конкурировать. В материале apteka.ua отмечается, что вероятно в ближайшем будущем могут быть созданы ассоциации небольших сетей, которые принадлежат частным предпринимателям. И в качестве примера приводится "Аснова".

Онлайн растет

Covid-19 и карантинные ограничения подстегнули развитие e-commerce в фармацевтическом рынке. На время карантина разрешили продавать безрецептурные лекарства в интернете, а почтовым операторам доставлять лекарства.

В распоряжении Retailers оказался отчет исследовательской компании Proxima Research по фармацевтическому рынку Украины, который включает и e-commerce.

Под e-commerce в Proxima Research подразумевают все выкупленные заказы или бронирования лекарств через интернет на сайте аптечных сетей, маркетплейсов, прайс-агрегаторов, через мобильные приложения и пр.

За первое полугодие 2021 года на интернет-продажи лекарств пришлось 7,6% от общего объема. К 2025 году, по прогнозам Proxima Research, доля достигнет 11-13%.

На топ-10 аптечных сетей приходится 13% продаж лекарств через интернет. В отчете не указаны компании. Два топ-менеджера в крупных аптечных сетях рассказали Retailers, что среди прайс-агрегаторов абсолютный лидер — это Tabletki.ua, среди аптечных сетей — 911. В ноябре, по данным SimilarWeb, количество посещений Tabletki.ua составило 8,68 млн, за ним идет Liki24 — 2,44 млн. За этот же период число посещений сайта 911 составило 7,3 млн, за ним, большим отрывом по этому показателю, идет сайт "Аптеки Доброго дня" — add.ua — 1,38 млн.

Для аптек выгода от онлайн продаж не столь очевидна так как сети теряют в марже и наценке. “Лекарства в интернете продаются с маржой меньшей, чем в офлайновых точках. И (часть от сниженной маржи — ред.) идет посредникам (прайс-агрегаторы, курьерские службы доставки и пр. — ред.). Вследствие наращивания доли на e-commerce рынке, сети вынуждены снижать цены в борьбе за потребителя”, — поясняется в отчете. В среднем, при онлайн заказе, стоимость товара снижается на 7% (на апрель 2021 года) от оффлайновой покупки.

Рынок e-pharmacy достаточно перспективен. По прогнозам консалтинговой компании Grand View Research до 2025 года он ежегодно будет расти в среднем на 18%.

Автор: Наталья Кухаренко

Фото: Depositphotos

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.