Rozetka открыла офлайн-аптеку. Есть ли место онлайн-ритейлеру на рынке, с товарооборотом почти 100 млрд грн, который эксперты называют высококонкурентным и перспективным?

08.10.2021
5291

Фото: Facebook/Елена Распутная

 

Во время пандемии основные игроки аптечного ритейла начали экспансию в онлайн, из-за чего в 2020 году более 40% потребителей стали делать заказ лекарств в онлайне.

Ещё в 2019 году на интернет-заказы и доставку лекарств в Украине приходилось около 7,4% от рынка аптечных продаж, подсчитывает аналитическая компания Proxima Research. К 2026 году этот показатель должен удвоиться до 15%. Неудивительно, что на этот рынок выходят непрофильные игроки, такие как Rozetka, имеющие самую большую аудиторию по посещаемости

В конце сентября 2021 года онлайн-ритейлер открыл свою первую офлайн-аптеку в Киеве возле станции метро “Почайная”. В торговой точке под вывеской "+Rozetka аптека" можно купить лекарства или аптечные товары. Кроме того, открытие офлайн точки, позволит Rozetka продавать лекарства в онлайне. Retailers узнал, как устроен аптечный рынок Украины и сможет ли на нем закрепиться Rozetka. 


Украинский аптечный ритейл — актуальные данные

По состоянию на 2021 год в Украине работает около 20 000 аптечных учреждений, что составляет наибольшую плотность аптек в Европе  — 53 аптеки на 100 000 населения. К примеру, в Польше работает почти 15 000 аптек, а их плотность — 39 аптек на 100 000 людей. 

Как правило, аптеки сконцентрированы в Киеве и крупнейших городах. Так, 74% аптечных учреждений работает в городах, а 26% — в пгт и селах. 

По словам маркетинг-менеджера “Юрия-Фарм” Алексея Дыбаня, товарооборот украинского аптечного рынка — почти 100 млрд гривен в год. По данным справочника “Фармацевтика Украины 2020”, если в 2018 году один украинец потреблял лекарства всего на $82 в год, то в $2019 году сумма увеличилась до $102 в год. 

Фото: скриншот из справочника “Фармацевтика Украины 2020”

Сам аптечный рынок действительно вырос — в среднем на 12% в период с 2014 по 2019 год. Если в 2016 году объем украинского аптечного рынка был $2 млрд, то в 2019 стал — $3,4 млрд. 

Фото: скриншот из справочника “Фармацевтика Украины 2020”

Как отметил директор по развитию аптечной сети “АНЦ” Денис Поддубский, современный украинский аптечный рынок очень конкурентный. Есть выраженный ТОП-4 национальных лидеров рынка, которые усиливаются каждый день, но также существуют сильные региональные и локальные игроки во всех областях Украины. По его словам, даже крупному аптечному игроку понадобится довольно долгое время, чтобы отвоевать существенную долю рынка. 

В Украине работает 8 национальных сетей (охватывают все регионы в более чем 15 областях). Лидером по количеству аптек, за отчетный период, остается "Аптека-Магнолия", в которую входят сети АНЦ, “Благодія”, “Копійка”. В топ-5 также входят "Гамма-55" (Аптека 911), "Сириус-95" ("Бажаємо здоров’я"), "Подорожник" и "Фармастор" ("Аптека Доброго Дня").

Однако за последние годы наблюдается снижение общего количества открытых аптечных точек — в 2019 году их было 20 647, а в 2020 году произошло падение на 3,5% и количество аптек сократилось до 19 924 точек. 

Фото: скриншот из исследования apteka.ua

На конец ноября 2020 года в Украине работало 16 200 аптек и 3700 аптечных пунктов. Из них 76% принадлежат юридическим лицам, а 24% – физическим-лицам предпринимателям (ФЛП). Львиная доля торговых точек, которыми владеют ФЛП,  это одиночные аптеки или небольшие сети до 5 аптек.

Есть ли место Rozetka в аптечном ритейле? 

Денис Поддубский отмечает, что “открытие офлайн-аптеки Rozetka "удивительным образом совпало" с изменениями в законе про доставку лекарств. Этот закон предусматривает, в частности, что аптеки смогут продавать лекарства через свои сайты, но для этого они должны получить соответствующие лицензии. По данным RAU среди компаний, которые получили лицензию на торговлю фармацевтическими товарами, есть ООО "Розетка Мед". Конечные собственники компании – совладельцы Rozetka супруги Владислав и Ирина Чечеткины, следует из госреестра. Компания зарегистрирована в апреле. Ее уставной фонд – 20 000 грн.

Мнения экспертов по поводу шансов Rozetka на аптечном рынке разделились. Маркетинг-менеджер “Юрия-Фарм” Алексей Дыбань говорит, что все будет зависеть от того, какую бизнес-модель планирует реализовывать онлайн-ритейлер по лекарственным средствам. По его словам, принятый в 2020 году закон, который разрешает онлайн-торговлю лекарствам, только на руку Rozetka “откусить” долю рынка. «Хочешь продавать онлайн, должен иметь хотя бы одну офлайн-точку», — считает маркетинг-директор крупной украинской сети аптек.

«Путь пациента с приходом пандемии COVID-19 изменился, хоть пока это относится к жителям крупных городов. Сейчас намного удобнее зарезервировать товар онлайн со скидкой и в удобное время забрать в ближайшей аптеке или заказать с доставкой»,— утверждает Дыбань. Он отметил, что все эти факторы открывают “перспективные и реальные горизонты” перед Rozetka на аптечном рынке Украины.

В то же время Денис Поддубский подчеркивает, что для того, чтобы отвоевать существенную долю рынка, понадобится довольно долгое время. «Поэтому Rozetka точно сделает это не завтра — если сделает в целом», — говорит Поддубский. 

Конкурентоспособность Rozetka 

Алексей Дыбань говорит, что потенциал Rozetka очень большой и она может составить конкуренцию на аптечном рынке. Но на сколько конкуренция будет серьезной – рано судить. Дыбань выделяет четыре преимущества Rozetka:

  • лучшая онлайн-платформа электронной коммерции Украины;

  • лояльные клиенты;

  • отлаженная система онлайн-продвижения;

  • быстрая и удобная доставка.

В свою очередь Денис Поддубский предполагает, что Rozetka не будет “биться в стену” высокой конкуренции, а предпочтет работать в своей высокотехнологичной нише, где у них будет больше возможностей для роста”.

Маркетинг-менеджер “Юрия-Фарм” Алексей Дыбань сомневается, что Rozetka будет открывать много аптечных точек, ведь ей это может быть невыгодно. По его словам, обычно в пешей доступности к дому находится около 3-5 аптек. «Но при этом, Rozetka может развиваться в доставке лекарств, где ей не будет равных», — резюмировал Дыбань. 

Выход больших игроков онлайн-рынка в офлайн — абсолютно логичный шаг по увеличению своего проникновения на смежные рынки, считает Денис Поддубский. Он подчеркивает, что лидеры постоянно трансформирующихся отраслей не могут себе позволить сегодня не использовать мультиканальность.

О планах компании по развитию собственной сети аптек известно мало. Retailers обращался в Rozetka за комментарием, но на момент выхода материала компания не предоставила ответ. В свою очередь, корреспонденту Liga удалось получить ответ от специалиста по маркетингу компании Елены Распутной, которая первой опубликовала информацию об открытии аптеки. «Комментарии по поводу открытия аптеки мы будем давать в ноябре», – ответила Распутная.

Автор: Александр Шарипов

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.