Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Зачем Kaspi.kz собирается приобрести игрока из ТОП-5 украинского e-commerce? Мнения экспертов
С 2021 года казахская финтехкомпания Kaspi.kz начала активно покупать украинские проекты — в частности, она уже приобрела платежный сервис Portmone и “БТА-Банк”. В октябре текущего года стало известно о том, что компания планирует купить украинского игрока в сфере e-commerce. По информации издания AIN — это Rozetka, однако Forbes сообщает, что Kaspi может интересовать другой маркетплейс — Kasta. Основатели обоих маркетплейсов — Владислав Чечеткин и Андрей Логвин соответственно — отрицают покупку своих бизнесов Kaspi.
Retailers поговорил с экспертами и попытался выяснить, что даст приобретение Kaspi.kz украинского игрока в e-commerce и на кого падет ее выбор.
От “Каспийского банка” до Kaspi.kz
Kaspi.kz возникла от “Каспийского банка”, который в 2002 году купил алма-атинский бизнесмен Вячеслав Ким.
В 2020 году Kaspi.kz начала публичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже. Благодаря этому казахскому финтех-проекту удалось привлечь $870 млн, а его капитализация составила до $6,5 млрд. По состоянию на ноябрь 2021 года компания оценивается в $27,5 млрд.
Сегодня Kaspi.kz позиционирует себя как “суперприложение”, которое включает:
-
платежи — переводы по номеру телефона, с карты на карту, оплата по QR-коду;
-
один из крупнейших маркетплейсов в Казахстане Kaspi.kz;
-
потребительское кредитование;
-
сервис онлайн-бронирования и продажи билетов, бронирования отелей Kaspi Travel;
-
доставка товаров;
-
госуслуги.
Фото: скриншот сайта Kaspi.kz
Планы Kaspi по развитию в Украине
Kaspi.kz планирует международную экспансию — в частности, на такие рынки как Азербайджан, Узбекистан и Украина. В Азербайджане компания владеет тремя сайтами объявлений, а в Узбекистане — агрегатором объявлений о продажах авто. В Украине, где Kaspi.kz начала наращивать свое присутствие, летом 2021 года компания приобрела платежную систему Portmone, что позволило получить лицензию на платежи от Национального банка, аккредитацию Visa и Mastercard. Эксперты предполагают, что сумма сделки может составлять в диапазоне от $10 млн до $20 млн.
На этом Kaspi.kz не остановилась и уже в октябре 2021 года стало известно о том, что компания покупает украинский “БТА Банк” для получения банковской лицензии в Украине. Сделку, предположительной стоимостью $5-6 млн, планируют завершить в первом полугодии 2022 года.
В начале ноября в украинских СМИ появилось сообщение о третьей покупке Kaspi.kz в Украине — на этот раз одного из игроков украинского e-commerce. Какая именно компания интересует Kaspi.kz — неизвестно. В связи с чем в медиа начала появляться разная информация — сначала предполагалось, что это Rozetka, но практически сразу же СЕО маркетплейса Владислав Чечеткин опроверг эту информацию.
Позже эксперты в комментарии Forbes предположили, что Kaspi.kz присматривается к маркетплейсу Kasta. Однако CEO компании Андрей Логвин сообщил, что его бизнес не ведет никаких переговоров с казахской компанией, а “в данных по обороту эксперты ошиблись как минимум в 50 раз... про оценку стоимости экспертами молчу”. В материале Forbes указывалось, что оценка компании — $1,3-1,8 млн.
В комментарии Retailers в пресс-службе Kasta отметили, что прогноз GMV (общий объем оборота товаров) на 2021 у маркетплейса — $100 млн, а капитализация неизвестна, так как Kasta — непубличная компания.
Что представляет собой украинский e-commerce на данном этапе?
По оценке группы EVO, в 2020 году украинцы через интернет приобрели товаров и услуг на 107 млрд гривен — это больше на 40%, чем в 2019 году. В прошлом году в онлайне появилось много новых игроков – от мини-производств и до кофеен, а большие офлайн и онлайн-магазины усилили свои позиции. В итоге, онлайн-рынок в ритейле составил 9% против 7% годом ранее.
Управляющий партнер GR Capital Макс Филиппов отмечает, что украинский рынок e-commerce характеризуется высоким уровнем проникновения смартфонов, но при этом онлайн составляет всего 8% от всего ритейла, что говорит об огромном потенциале роста. СЕО Scallium и co-Founder HUBBER Андрей Павленко добавляет, что рынок находится в самом начале своего развития. По его словам, сейчас идет стремительный рост и в ближайшие три года произойдет смена парадигмы. По данным Nielsen рост украинского e-commerce в перспективе может составить 12% в год.
По данным совладельца “Алло” Дмитрия Деревицкого за 2020 год рынок украинского e-commerce вырос на более чем на 40%, а по результатам 2021 года он ожидает примерно такую же динамику роста. CEO Epicentr Marketplace Артем Шевченко подчеркивает, что капитализация украинского рынка e-commerce составляет $4,5 млрд.
Андрей Павленко отмечает, что украинский рынок e-commerce имеет хороший фундамент для развития:
-
Развитая бизнес-экосистема — нет внешней конкуренции от международных игроков — AliExpress, Amazon, eBay;
-
Хорошая логистика: “Укрпочта” и “Новая почта” – одни из лучших в мире служб доставки международной и внутренней, соответственно, по мнению Беляка.
Кого может купить Kaspi.kz?
Макс Филиппов утверждает, что потенциальная покупка Rozetka — логичный шаг, чтобы занять доминирующую позицию на рынке Украины. Однако эксперт добавляет, что чистая продажа Rozetka выглядит маловероятной, поскольку это лидер украинского рынка с огромными ресурсами и потенциалом для роста. По его словам, скорее возможно углубленное партнерство с потенциалом объединения.
Артем Шевченко отмечает, что вариантов не так много. По его словам, это может быть любой игрок из ТОП-5 украинского e-commerce. Источник на рынке e-commerce, который неофициально предоставил комментарий Retailers, добавляет, что если взять крупные интернет-магазины, сопоставить с критерием мультикатегорийности и не брать во внимание Rozetka, список возможных кандидатов на покупку Kaspi.kz — это активы Dragon Capital: Kasta (комментарий был предоставлен 2 ноября, а 3-его CEO маркетплейса Андрей Логвин опроверг эту информацию), Parfums.ua и Pampik.com.
Дмитрий Деревицкий подчеркивает, что нынешняя ситуация на украинском рынке значительно отличается от Казахстана в момент выхода Kaspi.kz в онлайн. Начав с банковского бизнеса, компания стала первым маркетплейсом и получила синергию от слияния финансовой и e-commerce сфер как новатор отрасли.
По словам Деревицкого, сегодня в Украине уже есть сильные игроки финтеха, розничного кредитования, онлайн-коммерции и сильные маркетплейсы, поэтому для Kaspi.kz реализовать данную модель в Украине будет сложнее. Сооснователь “Алло” предполагает, что именно из-за этого казахская компания в нашей стране идет по пути слияния или поглощения.
CEO Hubber Андрей Павленко говорит, что для Kaspi.kz создавать проект с нуля будет дороже и дольше, поэтому компания ищет уже состоявшийся проект на украинском рынке, который имеет хорошие задатки ритейл-экосистемы.
Наконец, управляющий партнер GR Capital Макс Филиппов резюмирует, что, вероятно, Kaspi.kz рассматривают небольшого игрока, “особенно учитывая суммы предыдущих сделок с Portmone и БТА Банком в $10-20 млн”.
CEO Kasta Андрей Логвин на последней конференции Promodo Partners отмечал, что Kaspi.kz единственная компания, которая на просторах СНГ смогла показать, что такое “экосистема”. «Сегодня — это лидер электронной коммерции в Казахстане и лидер логистики в Казахстане. Мы будем это наблюдать в Украине тоже. Потому что точка заработка смещается от прямой продажи продуктов к дополнительным сервисам», — сказал он во время выступления.
Артем Шевченко отмечает, что поведение покупателя меняется ежедневно. Все большее количество клиентов выбирают для себя единую точку продаж, где могут купить все. И при этом желательно, чтобы все покупки можно было оформить в телефоне. Шевченко подчеркивает, что сегодня “выигрывают те компании, которые могут предложить клиенту в телефоне максимальное количество товаров… и сервисов”.
Автор: Александр Шарипов
Фото: Depositphotos