Динамика рынка e-commerce снизилась до 17% в прошлом году. По каким причинам?

11.02.2020
2158

Фото: profile.ru/Олег Бородин

В прошлом году рынок e-commerce в Украине снизил темпы роста – вместо прогнозируемых 25% он вырос на 17%. В этом году ситуация повторится, прогнозируют ритейлеры.


Последние годы ежегодные темпы роста онлайн-рынка Украины в деньгах составлял 20-30%, что практически сопоставимо с динамикой на рынке Китая, заявлял основатель группы компаний EVO Николай Палиенко. Участники рынка ожидали, что такие показатели сохранятся еще в ближайшие несколько лет. Но в 2019 году что-то пошло не так.

Впервые о падение темпов роста роста рынка заявила группа EVO. По их данным рынок за 11 месяцев прошлого года вырос на 17%, вместо ожидаемых 25%. “Действительно темпы роста снизились. Если в 2018 году мы имели прирост конверсии порядка 30%, то в этом году 25%”, – говорит директор по маркетингу сети “Алло” Артур Матковский. Также косвенно, это подтверждает показатель количества посещений онлайн-магазинов. По данным сервиса Similar Web, в прошлом году он снизился у 11 игроков из ТОП-20, в частности у Rozetka (-18,3%), Citrus (-31,8%), Comfy (-21,6%), Kasta (-17,7%), Intertop (-1,3%), MakeUp (-2,6%) и др.

В чем причина?

Участники рынка называют различные причины приостановления роста рынка e-commerce.

Доставка. В EVO считают, что виной этому рост стоимости доставки. За год в среднем она выросла на 10%, заявляли в компании в начале декабря прошлого года. “В среднем покупатель платит за получение товара 5-15% стоимости товара, что по мировым стандартам дорого, отмечают в компании”, – поясняли в EVO. Повышение стоимости доставки было не за счет тарифов, а за счет роста себестоимости услуг, говорит топ-менеджер крупного маркетплейса, попросивший об анонимности. “В прошлом году существенно повысились заработные платы сотрудникам этой сферы”, – добавляет собеседник Retailers.

Доля доставки в отделение логистической компании или до двери покупателя сокращается, говорит заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Denka Logistics Антон Поверин. При этом, по его словам, растет доставка в пункты выдачи, которые принадлежат интернет-магазина или кирпичные магазины омниканальных игроков (есть и офлайн- и онлайн-магазины). Большинство ритейлеров по прежнему оставляют такую доставку бесплатной для клиента. В сети Moyo отмечают, что за прошлый год у них существенно выросла доля услуги pick-up (заказал товар в интернете – забрал в кирпичном магазине), однако не уточнили на сколько.

Не согласен с такими выводами топ-менеджер одной из логистических компаний: “Доставка не сыграла значительной роли в снижении динамика онлайн-рынка. Ведь потребитель смог переориентироваться на другие каналы доставки. Причиной является то, что игроки сконцентрировались на улучшении работы складских процессов в ущерб скорости доставки”.

Кроссбордер. Еще одна причина – рост кроссбордера (трансграничных покупок, – Ред.), на которую повлияло, в том числе, укрепление гривны, отмечает топ-менеджер одной из логистических компаний, попросивший об анонимности. Гривна начала укрепляться в прошлом году, впервые за последние несколько лет опустившись в декабре ниже отметки 23,7 грн/$. За прошлый год гривна укрепилась к доллару на 19%, а среднегодовое значение составило – 25,85 грн/$.

В “Укрпочте” заявляли, что за 10 месяцев 2019 года заказы только на AliExpress выросли на 70% – это вывело страну на 2 место по темпам роста на маркетплейсе. У “Новой почты” в 2019 году количество международных отправлений выросло на 26% до 3,4 млн. В частности, на 20% больше заказов из США, в три раза больше из Польши, в два раза больше из Великобритании и на 30% больше из Китая. На почтоматы MeestExspress в основном приходят заказы из зарубежных магазинов.

Снижение динамики в сегменте бытовой техники и электроники. В 2019 году он вырос на 5%, тогда как в 2018 году – на 23%, пишет издание “Новое время”, уточнив Retailers, что данные предоставил GfK. О причинах, почему это произошло можно почитать здесь.

Этот сегмент занимает заметную долю на рынке e-commerce. В ТОП-20 самых посещаемых интернет-магазинов и маркетплейсов Украины 11 компаний занимаются продажами бытовой техники и электроники.

Сложность трансформации онлайн- и офлайн- игроков. “Рынок тормозит сложность трансформации внутри компаний: скорость имплементации новых технологий, недостаток сильных специалистов по работе с этими технологиями и стоимость внедрения”, – говорит маркетинг-директор группы компаний Argo (развивает сети Benetton, Parfois, Orsay, Piazza Italia, Desigual, OVS, Penti и Mango) Алексей Попов. 

В сети MebelOk отмечают, что рост e-commerce замедляет низкая динамика роста покупательской способности.

Потребительская способность и проникновение интернета. Е-сommerce director Foxtrot Кирилл Попов-Черкасов говорит, что динамика роста онлайн-рынка напрямую связана с долей интернет-пользователей в структуре населения страны, средний возраст пользователя, доступность и распространение технологий и каналов связи.

В 2019 году в крупных городах проникновение интернета выросло на 3 п.п. до 74%, а в населенных пунктах с населением меньше 100 000 жителей – на 17 п.п. до 70% (данные Интернет ассоциации). Вместе с тем, инфраструктурные и логистические возможности, покупательская способность в крупных городах выше. То есть мы видим хорошую позитивную динамику в целом по приросту аудитории и проникновению, но она непропорционально влияет на повышение потребления. Как следствие – замедление, наблюдавшихся ранее темпов роста, резюмирует Кирилл Попов-Черкасов.

Прогнозы на 2020 год

Ожидается, что тенденция сохранится и в 2020 году, говорит Артур Матковский из “Алло”. “Не исключаем, что для новичков – это все еще будет "бумирование", то есть более активный рост. Для более крупных игроков – замедление его темпов”, – говорит он. К примеру, в прошлом году, из ТОП-20 посещаемость значительно выросла у Eva (+65,5%), интернет-магазина техники и электроники Elmir (+41,8%) и детских вещей Panama.ua (+51,72%).

Снижение динамики e-commerce – это природный процесс, если не будет сюрпризов с прогнозируемыми макроэкономическими показателями, такими как динамика ВВП, уровень инфляции и средний курс доллара, то можно ожидать и рассчитывать на дальнейшие увеличение показателей онлайн-сегмента в будущем, говорит Кирилл Попов-Черкасов из Foxtrot.

Автор: Людмила Будина

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.