Непопулярный сервис: почему почтоматы в Украине не пользуются спросом?

26.09.2019
1163

Фото: evigo.com

Почтоматы не пользуются особым спросом в Украине, несмотря на заявление логистических операторов об их удобстве для клиентов. Потребителю проще заказать доставку курьером или в отделение любого оператора. И производители, и ритейл, и сами операторы признают: проблема в недостаточной разъяснительной работе клиентам о преимуществах почтоматов и  того, как они работают.


В середине 2018 года в “Новой почте”, у которой на тот момент работало 46 почтоматов, заявляли о планах открыть в период 2018-2019 годов более 1000 зон самообслуживания. Такой шаг в компании поясняли большим спросом и популярностью такого способа доставки. Сейчас “Новая почта” объединяет 250 почтоматов. В пресс-службе оператора от комментариев отказались. ""Новая почта" пока активно не использует почтоматы так как проще получить заказ в отделении", – отметил топ-менеджер одной из логистических компаний.

Оператор “ИнТайм” летом 2018 года заявлял о планах открыть в Киеве в тестовом режиме 100 почтоматов, а в марте этого года объявил о развитии почтоматов InBox по их франшизе. Но сейчас на сайте “ИнТайм” можно найти объявление: “С 10 июля по техническим причинам временно прекращена доставка в почтоматы. О возобновлении работы сообщим дополнительно”. В call-центре оператора, ответили, что эта услуга еще не работает и неизвестно, когда она возобновит  работу. Топ-менеджер одного из логистических операторов рассказал Retailers, что “ИнТайм” в итоге запустил в тестовом режиме всего несколько почтоматов и через некоторое время их закрыл. В “ИнТайм” на запрос Retailers не ответили.

Лидер по количеству почтоматов MeestExspress (приобрел весной прошлого года 1900 почтоматов у ПриватБанка)  отмечает, что на доставку через почтоматы приходится 40% в общем объеме доставке. “Но в основном это доставка товаров, заказанных в зарубежных интернет-магазинах. В частности, с AliExpress и с международного ритейлера одежды Next”, – поясняет  PR-директор компании MeestExspress Марта Янкив. Она добавила, что доля отправлений через почтоматы растет.

Насколько популярна доставка в почтоматы, у маркетплейса Rozetka (объединяет 8 “зон самообслуживания”) узнать не удалось, Владислав Чечеткин на запрос, отправленный в Facebook, не ответил.

Страх перед новым

Розничные операторы так же, как и логистические, не готовы говорить о востребованности почтоматов. Ранее в интернет-магазине Lamoda отмечали, что было время, когда  доля таких доставок в общем объеме доставок интернет-магазина достигала 12%. Сейчас же в интернет-магазине ответили, что доставка товаров в почтоматы не стала популярной у покупателей, но отказались комментировать причину.

Однако ранее в Lamode говорили, что, как и в любом другом виде доставки, понятие "вовремя" и удобство оплаты никто не отменял. “Управление почтоматом и работа транспортной компании играют огромную роль: важно вовремя доставлять посылку в почтомат, а также вовремя забирать из почтоматов посылки, не выкупленные клиентами, чтобы система оплаты была удобной для клиента, работала система поддержки и прочее", – отмечали в интернет-магазине.

Сооснователь 27.ua* Владимир Ильенко считает, что интерес интернет-магазинов к почтоматам сдерживают ограничения по габаритам. “Ведь в большинстве случаях почтоматы – это все-таки небольшой бокс. Кроме того, покупатель часто хочет проверить покупку с возможностью отказаться от нее, что возможно только в отделении”, – добавляет Ильенко. Но с ним не согласен СЕО компании-производителя кассового оборудования и почтоматов Cerera Technologies Дениса Бурлака: “Большинство покупок в e-commerce – это небольшие товары.

* Правка: Владимир Ильенко является совладельцем интернет-магазина e27.com.ua. Просим прощения у представителей компании 27.ua, Владимира Ильенко и читателей//

Еще одним сдерживающим фактором является то, что почтоматы в большинстве случаев не доступны 24/7. В “Новой почте” они установлены в собственных отделениях и магазинах “Ашан” и “Лоток”, у Rozetka большая часть почтоматов расположена в столичных станциях метро – в залах с кассами, у MeestExspress – в отделениях ПриватБанка, торговых центрах и  на заправках ОККО. По мнению Дениса Бурлака, также важно, чтобы почтоматы стояли возле или в крупных офисах и в спальных районах, так как забирать посылку удобнее возле работы или возле дома.

Но все же основной причиной низкой востребованности услуги операторы считают отсутствие разъяснительной работы с клиентами. “Потенциал сервиса очень большой, но  его популярность по-прежнему сдерживает то, что не проводится разъяснительная работа с клиентами. Потребителю нужно показать, как почтомат упрощает жизнь”, – говорят в пресс-службе логистического оператора JustIn, которые находятся на финишной прямой по запуску почтоматов в своих отделениях.

“Когда мы попытались зайти на отечественный рынок, оказалось, что клиент напуган.  Он боится, что ячейка не откроется. А вдруг украдут? А вдруг вода затечет? А если замерзнет? А как мне заплатить? Мы только сейчас боремся с тем, чтобы он понял: это не страшно, не больно, это работает”, – комментирует Денис Бурлака.

Но все же потенциал сервиса в Украине очень большой, говорят в Justin. В Cerera Technologies подсчитали, что оптимальное количество почтоматов в Украине - чуть больше 5 000. Если операторы учтут недочеты, почтоматы смогут снизить затраты на логистику и увеличить доставку за счет расширения точек выдачи и пр.

Автор: Анна Родичкина

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.