Как не потерять информацию, клиентов и деньги из-за сбоев IT-инфраструктуры

05.11.2020
6214
Как не потерять информацию, клиентов и деньги из-за сбоев IT-инфраструктуры
Партнер проекта

Сбои, поломки и ошибки в работе IT-инфраструктуры дорого обходятся бизнесу ритейла. В самый разгар "черной пятницы" "упал" сайт, из CRM-системы исчезли все данные, а новая программа лояльности перестала работать из-за недостатка мощностей – это типичные "боли" ритейла, связанные с IT-инфраструктурой. Делимся методами их решения.


1. Оборудование устаревает. Сложно предугадать, когда оно откажется работать

В чем суть проблемы: 

Жизненный цикл сервера – около 10 лет. Как показывает практика, спустя 3 года оборудование начинает устаревать. Оно работает, но по техническим характеристикам уступает новому и требует постоянного апгрейда.

В первые год-два поддержка входит в стоимость оборудования. Потом за это приходится платить – в среднем, около 14 000 грн в месяц. Лет через 5 наступит "end of life": вендор перестает производить серверы такой модели и выпускать для них обновления. С этого момента все проблемы с ними ложатся на плечи того, кто им владеет и эксплуатирует. Патчей не будет, а запчасти приходится искать среди остатков на складах. 

"Обычно у компаний серверы недозагружены, а значит они работают не на полную мощность. В таком режиме они могут проработать довольно долго, – рассказывает Кирилл Науменко, СТО облачного оператора GigaCloud. – У компании возникает дилемма. Сервер работает и не ломается – выбрасывать его не хочется. Но чем дольше он работает, тем больше вероятность, что произойдет сбой или поломка. Чем это чревато? Вы потеряете важные данные или ваш бизнес будет на какое-то время парализован".

Что делать: 

У каждой компании должен быть Business Continuity Planning (BCP) или "план обеспечения непрерывности бизнеса". Простыми словами – запасной вариант на случай,  если в работе интернет-магазина, сайта или IT-инфраструктуры компании вдруг начались сбои. 

Оптимальный выход – сделать бэкап, то есть хранить копию своих данных в другом надежном месте. Покупать для этого еще один физический сервер –  дорого и неразумно, потому что его тоже нужно поддерживать и менять раз в 10 лет. Оптимальный вариант в таком случае – облачная инфраструктура. 

"Часто у ритейлеров работа с облаком начинается как раз с желания сделать резервную копию данных, – рассказывает Кирилл. – В случае чего можно перенести все системы в облако и параллельно решать, что делать со сломавшимся сервером". 

Кейс:

"У нашего клиента компании "Капарол Украина" до перехода в облако была своя серверная на некоторое количество стоек, которую обслуживали несколько системных администраторов, – говорит Кирилл Науменко. –  В 2014 году пришло время снова обновлять "железо", хотя с последнего масштабного апдейта прошло всего два года. Клиент посчитал цифры и понял, что обновлять «железо» раз в несколько лет и постоянно его обслуживать намного дороже, чем арендовать облачную инфраструктуру".

Кирилл Науменко, СТО GigaCloud

 

2. Для внедрения инновационных решений нужны дополнительные вычислительные мощности. Покупка нового сервера может растянуться на месяцы


В чем суть проблемы: 

Допустим, ваш магазин решил запустить новую программу лояльности. Вы уверены: благодаря ей за новогодние праздники подтянете сократившиеся в карантин продажи. Но за окном уже сентябрь, и действовать надо быстро. Приходите в IT-отдел, а там говорят: “У нас не хватит мощностей сервера, чтобы все работало. Надо докупать оборудование”. 

В крупном ритейле покупка такой дорогостоящей вещи, как сервер – длительная процедура. Финдиректор ищет деньги в бюджете и определяет, по какой статье расходов их провести. Технические специалисты пишут спецификацию. Заказ отправляется на тендер, который выигрывает тот, кто даст самую низкую цену. Как правило, у таких продавцов наибольший срок поставки. Потом сервер нужно подключить, настроить, установить корпоративную систему безопасности и залить на него все данные. Весь процесс может затянуться на пару месяцев.

Что делать: 

Работа с облачным сервисом решает проблему и времени, и денег. Перенос данных и настройка займет максимум неделю. Если просто хотите добавить мощности системе, которая уже находится в облаке – это можно сделать за пару часов. 

Покупка сервера – это большая одномоментная трата, а за облако можно платить ежемесячно, небольшими частями. В таком случае тендер не нужен, найти деньги в бюджете легче и запуститься можно намного быстрее. 

"Аренда облака –  это также вопрос качества серверов. Мы как провайдер закупаем оборудование оптом. Это позволяет нам получать большие скидки у поставщиков. За тот же бюджет, за который обычная компания купит оборудование средней руки, мы купим топовые бренды, – рассказывает Кирилл Науменко. – Таким образом, компании, которые работают в наших облаках, могут быть уверены: они работают на первоклассном оборудовании". 

А еще облачные сервисы можно бесплатно протестировать. И если что-то пойдет не так – отказаться, выбрать другую конфигурацию или другого оператора. Купленный сервер тоже можно вернуть, но это отсрочит внедрение инноваций на неопределенный срок.

3. Из-за нагрузок в праздники или "черную пятницу" серверы часто "падают". Клиенты не могут зайти на сайт и оформить заказ

В чем суть проблемы: 

В самый разгар продаж ваш сайт может "упасть" по двум причинам: слабое интернет-подключение или недостаточная мощность сервера. От первой проблемы легко обезопаситься, купив гигабитную линию. Со вторым сложнее. 

Проблемы с мощностью появляются у многих ритейлеров в разгар "черной пятницы" – в какой-то момент сайт начинает тормозить или "падает" вовсе. А в такие дни каждая минута простоя – это недополученная прибыль. 

Что делать:

Если сервер "лег" из-за пика запросов, можно попытаться быстро переехать на сервер помощнее (если он есть). Но это займет, как минимум, полдня. В самый пик продаж можно растерять половину своих клиентов. 

Если запасного сервера нет, единственный выход – подождать, пока наплыв людей стихнет. И кусать локти из-за недополученной прибыли. 

Если же вы работаете с облаком, сайт тоже может "упасть" из-за чрезмерного наплыва посетителей. Но в таком случае дополнительные мощности можно получить почти мгновенно. 

"В облаке всегда избыток ресурсов. Поэтому достаточно просто зайти в личный кабинет и увеличить мощность. Это займет у админа несколько минут, и проблема решена", – говорит Кирилл. 

Кейс:

"У компании Intertop вся стратегия бизнеса заточена на облачные решения, потому что – это гибкость и масштабируемость ресурсов, – рассказывает Кирилл Науменко. ― Сейчас приближается "черная пятница", и технические специалисты компании понимают, что на облачных ресурсах они смогут масштабировать IT-инфраструктуру намного быстрее, чем на "железных" серверах, которые нужно купить, настроить и запустить. Когда дополнительные ресурсы станут не нужны, их можно легко и быстро отключить". 

 

4. DDоS-атаки, аварийные отключения, поломки IT-инфраструктуры и другие форс-мажоры

В чем суть проблемы: 

Проблем с IT-инфраструктурой может быть множество. Например, вышло критическое обновление Windows, у вас перестала поддерживаться какая-то библиотека и что-то перестало работать. Или программное обеспечение конфликтует между собой. А еще случаются кибератаки, вирусы, аварийные отключения света и другие форс-мажоры. 

Что делать: 

Чтобы не остаться без критически важной информации, данные нужно правильно хранить. Лучше придерживаться правила "3-2-1": делать три резервные копии данных, хранить их на двух разных носителях (на сервере и в облаке) и одну - на другой площадке.

"Использовать собственные серверы – это нормально. В каждой компании делают так, как им удобно, – рассказывает Кирилл Науменко. – Но зацикливаться только на собственной IT-инфраструктуре, не работая с облаками – нерационально и небезопасно".

По его словам, самая прогрессивная модель хранения данных – гибридная, когда у компании есть собственные серверы плюс облачная инфраструктура и бэкапы в «облаках» нескольких операторов. К тому же, резервная инфраструктура в облаке стоит на 20% дешевле, чем "боевая", на которой бизнес работает ежедневно. 

Мультиоблачность – общемировой тренд. Большинство крупных европейских компаний используют от 4 до 8 облачных инфраструктур одновременно.  

"Работая с несколькими облачными операторами, можно выбирать оптимальное облако для каждой задачи, – говорит Кирилл. – Например, для хранения файлового архива необходимо большое количество медленных дисков и мало вычислительных мощностей. Выбираете, кто предоставляет эту услугу дешевле, и работаете с этим оператором. Чтобы запустить сайт с базой данных, нужны быстрые диски и большие интернет-каналы. Возможно, их выгоднее арендовать у кого-то другого. Сотрудничая с несколькими облачными операторами, можно балансировать и не зависеть от одного поставщика".  

Кейс:

"После того, как вирус Petya вывел из строя большинство серверов компании “Порше Украина”, их технические специалисты начали задумываться об отказоустойчивых решениях и страховочных вариантах, – рассказывает Кирилл Науменко. – Для этого клиент арендовал у нас виртуальные серверы и построил индивидуальное DRaaS-решение. В самом облаке компания ничего не хостит, но на всякий случай полностью дублирует там свой дата-центр. В случае аварии их IT-инфраструктура запустится в облаке и продолжит там работу". 

Автор: Татьяна Гонченко

Фото: пресс-служба GigaCloud

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.