Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
9 вопросов, которые нужно задать вашему IT-директору при покупке инфраструктуры
От удачного выбора IT-инфраструктуры напрямую зависит, насколько стабильно будет работать ваш бизнес и вся его “кухня”: от CRM-системы до сайта магазина. Рассказываем, на какие вопросы нужно ответить, чтобы правильно выбрать IT-инфраструктуру для вашей компании.
1. Какая у вас задача?
От того, что вы хотите получить, будут зависеть все последующие решения. Вот какие могут быть варианты:
- Построить IT-инфраструктуру компании с нуля;
- Обновить инфраструктуру, потому что ваш сервер устарел;
- Решить проблемы со сбоями системы и нехваткой мощностей;
- Создать резервную копию данных;
- Протестировать новое ПО или запустить новые решения, которые требуют больших мощностей;
- Увеличить мощности на время пиковых нагрузок;
- Разгрузить IT-отдел, чтобы поставить ему новые задачи, которые влияют на развитие компании.
2. Где вы будете хранить данные: собственный DATA-центр, или облачное решение?
Дата-центр – это физические серверы, которые вы покупаете, устанавливаете у себя в помещении, настраиваете, храните на них информацию и обслуживаете самостоятельно.
Облачный оператор - это компания, которая делает это все за вас. Она покупает и обслуживает физические серверы, вы лишь покупаете у нее мощности под свою задачу.
Когда вы организовываете IT-инфраструктуру в своей компании, вариантов может быть несколько:
- Использовать только собственный дата-центр. В таком случае на вашу компанию ложатся все проблемы по его обслуживанию: установка обновлений, поддержка серверов в рабочем состоянии, ремонт и многое другое. К тому же, раз в 5-10 лет серверы нужно менять, они быстро устаревают и изнашиваются. Подробнее об этом мы писали в предыдущем материале.
- Использовать и DATA-центр, и облачное решение параллельно. Обычно в таком случае в облачных сервисах хранят резервную копию данных, периодически ее обновляя. Таким образом вы подстрахуетесь от потери информации и, в случае проблем, сможете ее восстановить.
- Использовать облачные решения для тестирования нового ПО. Прежде чем запускать в работу любое новое программное обеспечение, его нужно протестировать. Для этого компании организовывают тестовую среду, в которой отрабатывают работу нового продукта или связки программ.
- Использовать только облако или несколько облачных решений одновременно. В таком случае все технические проблемы по обслуживанию серверов ложатся на облачного оператора. Можно использовать по 3-5 облаков параллельно для разных задач. Например, для резервного хранения информации - одно, для рабочих мощностей - другое, и так далее.
3. Сколько денег вы готовы на это потратить?
Хороший сервер – это дорого, цена может доходить до $20 тысяч. В первые год-два в стоимость покупки входит его обслуживание. Потом для это придется платить дополнительно - в среднем, около 14 000 гривен каждый месяц.
Отдельные затраты – на электроэнергию для его питания и охлаждения, аренду места под серверную, зарплату сотрудникам, которые будут его обслуживать, налоги на эту зарплату, и многое другое.
Чтобы перейти в облако, не надо инвестировать крупную сумму в покупку, оплата происходит ежемесячно. В среднем, это $500 в месяц. К тому же, если вы хотите что-то протестировать, можно арендовать дополнительные мощности на несколько месяцев.
“Исходя из расчетов GigaCloud для государственных тендеров, облако может быть вдвое выгоднее, чем собственный сервер”, – говорит Кирилл Науменко, СТО облачного оператора GigaCloud.
На фото: CTO облачного оператора GigaCloud Кирилл Науменко
4. Есть ли у вас профессиональные админы, готовые “поднимать” сервер в любое время суток?
Чем больше лет вашему дата-центру, тем сложнее его обслуживать и тем вероятнее возможная поломка. Поэтому у вас в компании должна работать целая команда высокопрофессиональных админов, готовых в любое время решать проблемы с сервером.
В случае с облачной инфраструктурой все эти задачи ложатся на оператора.
“Наш персонал работает 24 часа в сутки и семь дней в неделю, так что заменить детали в оборудовании или увеличить мощность можно в любой момент, – поясняет Кирилл Науменко. – Согласно договору с GigaCloud виртуальный сервер должен быть доступен 99,95% времени. То есть максимально допустимый простой – 21 минута 36 секунд в месяц”.
5. С каким облачным оператором вы хотите работать: мировым (например, Google, Amazon, Microsoft), или украинским?
У мировых компаний качественные облака, но их поддержка и гибкость ниже, чем у локальных операторов. В случае форс-мажора, поддержка у таких компаний работает только через электронную почту. А в разгар переписки они могут сообщить: «Простите, у нас заканчивается смена, передаем ваш вопрос нашей команде из Южной Каролины». И все приходится объяснять сначала. А в это время у вас вокруг все горит, и проблема не решается.
Украинскому оператору можно позвонить и быстро решить вопрос по телефону.
"Мы в GigaCloud даже не настраивали IVR (голосовое меню, – прим. авт) понимая, что если человек звонит в техподдержку, видимо что-то случилось, и ему надо срочно решить вопрос, а не слушать музыку и нажимать цифры", – рассказывает Кирилл Науменко.
К тому же, мировые операторы не будут заморачиваться, чтобы подсказать вам нужный размер инфраструктуры, помочь с лицензиями или подобрать оптимальное решение. Поэтому за последние годы они потеряли часть своей доли на украинском рынке.
К примеру, с украинским оператором можно договориться о “частном облаке” – так делают компании, которым нужны очень большие мощности. Мировые облачные бренды такого сервиса в Украине не предоставляют.
6. Доверяете ли вы оператору?
Главное при работе с облачным оператором – доверие. Вы должны быть уверены, что ваши данные надежно защищены и не попадут в чужие руки.
Поэтому у облачного оператора должен быть международный сертификат безопасности ISO 27001. В Украине есть собственный стандарт кибербезопасности – аттестат соответствия комплексной защиты информации (КСЗИ). Это совокупность организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение защиты информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа. Чтобы получить такой сертификат, IT-поставщику нужно серьезно поработать.
Если у компании эти сертификаты есть, она прошла серьезный аудит и соответствует всем стандартам защиты информации.
7. Есть ли у него похожие кейсы?
Если поставщик облачного решения уже решал подобную задачу для других клиентов – это большой плюс.
“Например, мы в GigaCloud беремся даже за сложные задачи, которые не смогли решить другие операторы, и доводим их до конца, пока не решим, – рассказывает Кирилл Науменко. – Так мы повышаем свою экспертизу, а клиент получает решение своей проблемы”.
8. С какими поставщиками оборудования работает оператор?
Хороший знак – партнерство оператора с мировыми поставщиками ПО. Если компания является партнером Microsoft, Cisco или Intel — значит она обучила своих инженеров, и они сдали сложнейший экзамен.
Крупные мировые бренды соглашаются на партнерство только с теми компаниями, которых по-настоящему хорошо проверили, потому что беспокоятся о своей репутации.
9. Как оператор себя ведет во время тестирования?
Перед тем, как начать работу с облачной инфраструктурой, стоит провести тестовую настройку. Если оператор просит за это деньги, значит с ним что-то не так.
"У хорошего облачного оператора всегда избыток ресурсов, потому что он должен создавать резерв. Поэтому дать бесплатный тест – нормальная практика", – рассказывает Кирилл Науменко.
По тесту будет понятно, удобно ли вам пользоваться системой, как она работает и какая ее реальная производительность. А еще – вы увидите, как оператор относится к клиенту. Если для теста он предоставит инженера, который поможет в миграции, а техподдержка будет реагировать адекватно – значит и в работе вам будет комфортно.
Текст: Татьяна Гонченко
Фото: пресс-служба Giga Cloud