Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как облачный сервис помогает диджитализировать бизнес без лишних затрат: кейс “Эко-маркета”
Руководство сети супермаркетов “Эко-маркет” долго сомневалось перед тем, как связываться с облачными технологиями. Собственные серверы казались надежнее. Но из-за желания оптимизировать затраты, в компании решились попробовать. Сейчас в “Эко-маркете” уверены: в будущем будут работать только в облаке.
Что было не так с собственными серверами
“У нас довольно консервативная компания. Руководство следило за безопасностью и считало, что надежнее держать информацию на сервере, который находится поблизости, и желательно – в пределах видимости. Облачные сервисы отпугивали и не вызывали доверия”, – вспоминает Антон Петросян, заместитель директора IT-департамента “Эко-маркета”.
В компании годами инвестировали в собственные серверы и содержали целый штат специалистов, которые их обслуживали. Жесткие диски приходилось постоянно докупать, а оборудование обновлять. Иногда это приводило к лишним затратам. Например, бывало так, что в компании запускают новый проект или решение. Чтобы его протестировать, нужны мощности. У сети супермаркетов таких технологических решений было много.
“Как минимум половина проектов, которые мы тестировали, по разными причинам до релиза так и не дошли, – вспоминает Антон Петросян. – А сервера остались. Причем, под новые проекты эти серверные решения могли и не подойти. Конечно, мы находили, как их использовать. Но все равно это были лишние инвестиции, которые себя не окупали”.
Почему решились на облако
Полтора года назад для тестирования очередного решения компании нужно было место, а свободных серверов не осталось. В “Эко-маркете” оказались перед выбором: снова инвестировать в новый сервер, или попробовать облачное решение. Второй вариант позволял отказаться от капитальных расходов, закрыть вопрос операционным бюджетом и потреблять ресурсы по факту использования.
“Например, мы в два клика мышкой покупаем мощности, три месяца тестируем на них новый проект. А дальше решаем: или отказываться вообще, или добавлять еще мощность, если это необходимо. В итоге – платим только за то, чем пользуемся”, – поясняет Антон Петросян.
Это стало решающим фактором: вместо инвестирования в оборудование, решили попробовать облачные решения.
“Мы поняли, что облачные технологии уже находятся на такой стадии развития, что не пользоваться ими и дальше – значит ограничивать себя в возможностях, – говорит Антон Петросян. – Облако помогает масштабировать бизнес без лишних затрат”.
В компании посчитали: использование облака на протяжении 5 лет окупает покупку сервера. Но сервер нужно все это время администрировать, мониторить ситуацию, исправлять проблемы, обновлять систему и держать персонал, который умеет качественно обслуживать IT-инфраструктуру. В случае с облаком, эти задачи перекладываются на оператора. Он заботится об отказоустойчивости системы, резервном копировании и обеспечении облака. Это было еще одним аргументом, чтобы попробовать.
Как выбирали оператора
Выбирая облачный сервис, в “Эко-маркете” остановились на украинских операторах. Во-первых, из-за цены: это дешевле облака от мировых компаний вроде Google, Amazon или Microsoft. Во-вторых, потому, что дата-центры украинских облачных операторов можно увидеть своими глазами, чтобы убедиться в их надежности.
“Мы побывали в офисах двух облачных операторов, одним из которых был GigaCloud. Например, нас интересовало, как организованы системы электроснабжения: есть ли резервная система. Это важно для того, чтобы при отключении электроснабжения, облако оставалось рабочим”, – говорит Антон Петросян.
Кроме того, посмотрели, какое оборудование использует компания, как построена безопасность, как организовано резервное копирование, провели тесты на скорость передачи данных.
“Мы показали все это руководству компании и объяснили, что все надежно, удобно и безопасно. В итоге решили попробовать”, – вспоминает заместитель IT-директора “Эко-маркета”.
Что получили
Как таковой миграции данных, то есть переезда существующей инфраструктуры из сервера на облако, в “Эко-маркете” не проводили. Решили использовать облако для тех сервисов, на которые не хватает места на серверах компании. Например – тестовый онлайн-магазин “Эко-маркета” и несколько новых проектов, которые находятся на стадии тестирования.
За более, чем год работы с GigaCloud доступность сервисов “Эко-маркета” в облаке составила 100%. Поэтому экспериментом в компании довольны.
Сейчас у “Эко-маркета” нет задачи переехать в облако всей инфраструктурой. Компания продолжает работать на существующих серверах, они стабильно функционируют. Но при этом, в “Эко-маркете” познакомились с облаком, научились с ним работать и используют для новых сервисов, которые “не помещаются” на собственных мощностях. А если какой-то собственный сервер выйдет из строя, уже знают, что делать и как оперативно переехать в облако.
“Мы только в начале нашего “облачного пути”. Думаю, что рано или поздно придем к тому, чтобы перенести все свои данные в облачный сервис и вообще отказаться от собственных серверов, – говорит Антон Петросян. – Это произойдет когда наше “железо” окончательно устареет, а IT-инфраструктуре понадобится модернизация. Думаю, это будет лет через семь. Но и до того, уверен, что наших проектов в облаке будет становиться все больше и больше”.
Автор: Татьяна Гонченко