Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Разработка интернет-магазина с нуля не оправдана с точки зрения вложений и временных затрат. Интервью с маркетинг-директором сети Prostor Натальей Средней
Компания Хорошоп уже несколько лет борется с мифом о том, что создание интернет-магазина – это долго, дорого и сложно. В октябре 2019 года сеть магазинов косметики и товаров для дома Prostor запустила интернет-магазин с помощью Хорошопа. Маркетинг-директор сети Prostor Наталья Средняя рассказала, почему создание сайта – это естественный эволюционный шаг офлайн-продавца, а также о том, как правильно составить портрет клиента и в чем философия бренда Prostor.
– Что стало толчком к выходу в онлайн?
– В среднем житель нашей страны проводит онлайн более семи часов в день, каждый второй украинец имел опыт покупки в интернете. В Украине категория бьюти-товаров вошла в топ-6 категорий, которые покупают в онлайне. По оценкам, в 2022 году товары категории drogerie (ред. – Косметика, гигиенические и хозяйственные товары, бытовая химия) будут продаваться в два раза активнее. При этом средняя стоимость покупки в онлайне в разы выше, чем в офлайне.
Создание и развитие брендового интернета-магазина – это естественный эволюционный шаг в построении омниканальной модели продаж. Нам важно быть актуальными для наших клиентов.
– Как создание интернет-магазина повлияло на офлайн-продажи?
– Согласно исследованиям Google, 36% покупателей перед походом в магазин ищут информацию о покупке онлайн. Мы убедились, что эффект ROPO – изучение онлайн, покупка офлайн – актуален и для нашей ниши. В интернет-магазине мы стараемся давать клиентам максимум информации для изучения: рассказываем об акциях и товарах-новинках, даем бьюти-рецепты по уходу за собой и т.д. Благодаря нашей коммуникационной стратегии растет желание посетить классический магазин.
Основное преимущество интернет-магазина – в удобстве: клиент может в один клик посмотреть наличие товаров любимого бренда, подумать над выбором в комфортной обстановке, провести оплату удобным способом и получить посылку в нужное время и в нужном месте.
– Как выбирали площадку для создания интернет-магазина?
– Мы учитывали функциональность платформы, стоимость, уровень экспертизы команды разработчиков, качество поддержки, прозрачность условий и т.д. Оценивали риски по работоспособности сервиса и зависимость от одного разработчика. Для нас важна скорость решения возможных проблем. Хорошоп предоставил отличный уровень сервиса, гарантирует SLA (ред. – Согласованный уровень качества предоставления услуги) на уровне 99,5%, что соответствует простою всего 4 часа в месяц.
Хорошоп, на мой взгляд, выдерживает конкуренцию с ведущими CMS-платформами, которые давно и активно работают на рынке: Magento, WordPress и т.д. Мне импонирует, что Хорошоп – это украинская команда разработчиков. Невольная гордость: "Наши!".
– Почему открыли интернет-магазин на облачной платформе?
– Разработка интернет-магазина с нуля не оправдана с точки зрения вложений и временных затрат. Она выгодна для бизнес-моделей fintech, агрегаторов и гибридов, которые имеют специфические бизнес-процессы, что должно быть учтено при разработке функциональной карты.
Останавливая свой выбор на облачном решении, вы получаете возможность самого быстрого варианта создания работающего e-commerce. Вы не тратите время на разработку стандартных функциональных решений, не вводите в штат разработчиков, экономите на покупке серверов и т.д.
Платформа Хорошоп позволяет с минимальными усилиями настроить интеграцию с основными бизнес-модулями: ERP, 1C, системами по управлению движения товара, платежными системами и логистическими операторами ("Новая почта", "Укрпочта" и т.д).
Мне нравится, что проект активно развивается. За последние полгода добавили настройки по работе с оптовыми покупателями, новые платежные системы и т.д.
Среди недостатков облачного решения – отсутствие кастомизации и зависимость от одного разработчика. Клиент ограничен экспертизой одной команды и с точки зрения поддержки работоспособности, и с точки зрения развития платформы.
– Кто занимался построением процессов работы интернет-магазина?
– Для покупателя важен бренд, а не канал. Координация действий внутри компании для построения бесшовного опыта покупки логично передана в зону ответственности маркетинга.
В рамках стратегии построения омниканального бизнеса, мы осознанно не выделяли e-commerce в отдельный бизнес-юнит. В каждом департаменте, например, логистика или IT, есть специалисты, которые работают с проектом с общим центром координации в маркетинге. Выделенная команда e-commerce всегда будет оторвана от процессов классической розницы. Быстрый и эффективный запуск интернет магазина – это заслуга всей команды.
– Сколько времени заняло создание интернет-магазина?
– Активная работа над проектом заняла три месяца, но мы продолжаем развивать e-commerce каждый день. Для создания интернет-магазина мы прошли несколько этапов:
-
создали стратегию;
-
разработали бизнес-план и ресурсный план;
-
подобрали команду;
-
подготовили транспортную и складскую логистику;
-
сделали интеграции со складскими системами WMS и 1С;
-
подготовили контент;
-
протестировали и запустили интернет-магазин.
– Какие факапы случались во время работы?
– Ошибки неизбежны в любом новом проекте. Например, однажды из-за сбоя передачи данных по товарному коду клиент вместо стиральных порошков получил шнурки для кроссовок. В случае подобных ошибок мы не только компенсируем стоимость товара, но и дарим сертификат на следующие покупки.
Компания занимает открытую позицию. Мы готовы отвечать на неудобные вопросы, принимать критику и корректировать бизнес-процессы. Клиенты ценят, когда компания признает ошибки и готова нести ответственность. Большинство из них сохраняют лояльность и делают повторные покупки. Залог успеха компании Prostor в том, что для нас нет неважных жалоб.
– Как продвигаете магазин и выделяетесь на фоне конкурентов?
– Мое глубокое убеждение, что маркетинг сегодня – это с одной стороны индивидуальный подход к клиенту, одушевленный креатив и сервис, а с другой стороны – это технологии. Технологии, которые помогают изучить поведение клиента, его запросы и желания, и предоставить удобный сервис. Если клиентке удобно заказать любимую тушь во время кофе-брейка с помощью смартфона без обязательного визита в магазин, значит маркетолог должен дать ей эту возможность.
У нас много сильных конкурентов, но преимущество Prostor в том, что мы делаем акцент на выстраивании долгосрочных отношений с клиентами. И это не витиеватая фраза со слайда Powerpoint, а стратегия компании, которая принята на всех уровнях: от акционера до сотрудника магазина. На ней мы строим все управленческие решения. Например, показываем четкие и прозрачные условия акций. Никаких размытых скидок "до" или анонсов предложений, по которым нет товара на полке. И наши клиенты это ценят.
– Кто ваша целевая аудитория?
– Мы не пользуемся формальным определением целевой аудитории вроде «у нас покупают молодые женщины от 25 до 45 лет». Демографические срезы и разделения по доходу не работают.
Чтобы делать по-настоящему эффективную коммуникацию от бренда, мы разложили фразу "молодые женщины со средним доходом в возрасте от..." на примеры конкретных типажей. Например, определили:
-
какую музыку слушает наша клиентка;
-
что она без ума от кроссовок, а каблуки носит редко и по настроению;
-
что она ценит комфорт, разбирается в технологиях и выросла со смартфоном;
-
что ей небезразличны братья наши меньшие;
-
что она задумывается о сознательном потреблении и защите окружающей среды.
Совместно с командой TSD Agency разработали философию бренда Prostor. Она звучит так: "Мы за честность и простоту. Будь собой. Мы уважаем твой выбор быть любой и поддержим тебя. Мы за то, чтобы быть, а не казаться. Мы за красоту без стереотипов".
– Как продвигаете товары?
– Чтобы быть интересными нашему клиенту, приняли для себя простое правило: быть актуальными в сообщениях от бренда, действовать сегодня и сейчас.
Если раньше рекламщики могли себе позволить снять пару киношных роликов и запустить кампанию на квартал с одним сообщением, то сейчас информация живет максимум сутки и потом становится не интересна. Информационный шум и конкуренция в инфоповодах сводит на нет эффективность такого подхода.
У нас есть внутренняя разработка, мы ее называем "3D контент", которая предусматривает создание ситуативного креатива в режиме «сторис». С одной стороны, это колоссальная нагрузка – все время держать руку на пульсе, но, в тоже время, кайф создавать что-то новое каждые несколько часов. Креативный директор Лика Чижевская и ее, в прямом и переносном смысле, мобильная команда, буквально 24/7 серфят современные тренды и создают live-контент.
Для рекламы товаров мы активно используем рекламу в VIber и социальных сетях, а также задействуем стандартный набор инструментов performance marketing (Прим.ред. В набор входит поисковое продвижение, контекстная реклама, лидогенераторы, RTB, медийная реклама, ретаргетинг, email-рассылки, контент-маркетинг). Для наших задач идеально подходят инструменты мобильного маркетинга, и именно они привели первых покупателей.
Эффективность рекламных каналов определяем с помощью Google Analytics, через оценку трафика и продаж. Сейчас двигаемся быстрее плана, но мне бы хотелось увидеть еще лучший результат.
– Как продвигаете бренд?
– Коммуникационную стратегию строим от запроса клиента. Мы выбрали топовые шоу на украинском телевидении "Холостяк", "Мастер-Шеф", "Танцы со звездами" в прошлом году. В этом году мы в "Голосе страны", потому что это самый крутой контент на телевидении, его же наши клиенты смотрят и на ТВ, и в Youtube.
Это логично – интегрировать сообщения от бренда в любимые и смотрибельные проекты. Используем исследования Nielsen, MMI и видим положительную динамику в росте знания и лояльности к бренду. Знание бренда устойчиво растет каждый квартал. Нас знает уже 70% целевой аудитории, и это хороший результат.
– Поделитесь планами на будущее
Наш основной план — быть интересными для клиентов и завоевывать их лояльность.