Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Ручное управление: как ГФС решает проблему с растаможкой товара
Фото: Delo.ua
На этой неделе Государственная фискальная служба встретилась с представителями различных ассоциаций по поводу проблем, возникших у импортеров при растаможке товара. Со второй декады января на таможне начали применять повышенные индикативные цены, поясняя это желанием бороться с "серыми" схемами импорта. В результате чего в пунктах пропуска начали простаивать фуры с товаром. Компании-импортеры говорят, что после того, как проблема попала в публичную плоскость, таможня начала пропускать фуры, но выборочно. На прошедших встречах ГФС не озвучила никаких конкретных решений касательно проблем на таможне, говорят представители бизнеса, отказавшись от официальных комментариев. В самом ведомстве предлагают рынку присоединиться к разработке критериев "белого" и "серого" бизнеса, чтобы можно было на 100% попадать в цель при определении рисков операций на таможне.
ГФС не впервые встречается с бизнесом. Известно, что 22 января ведомство провело встречу с представителями Европейской Бизнес Ассоциации, пообещав, что с 24 января вопрос с растаможкой товара решится. С середины января импортеры не могли ввозить товар по заявленной контрактной таможенной стоимости. В ГФС поясняли это тем, что были внесены изменения в профили риска Автоматизированной системы анализа и управления рисками (АСАУР). В результате, по словам участников рынка, таможня повысили "индикативные цены". Тогда у членов ассоциации на таможне стояло около 70 нерастаможенных фур.
"После этой встречи действительно острота проблемы была снята, но системно вопрос не решился", – рассказала заместитель директора Европейской Бизнес Ассоциации Светлана Михайловская. По ее словам, подтверждением этого стала встреча Общественного совета при ГФС, которая состоялась 29 января, где ряд компаний подтвердили, что продолжают сталкиваться с проблемой растаможки. "По факту проблемы отдельных компаний-членов Европейской Бизнес Ассоциации были решены, за что мы благодарны, но это далеко не системное решение проблемы", – добавляет Светлана Михайловская.
В понедельник, 28 января, ГФС встречалась с представителями Мебельной ассоциации. Топ-менеджер компании, работающей на мебельном рынке, говорит, что часть грузов некоторых членов Мебельной ассоциации таможня уже начала пропускать. "По процедуре, которая была до повышения индикативных цен – по инвойсам и контрактам. В то же время половина компаний по-прежнему стоит", – добавляет собеседник Retailers. По его словам, в ГФС просят несколько дней для решения вопроса.
Об улучшении ситуации и для других импортеров говорит брокер, попросивший об анонимности. "Улучшение на таможне есть, по крайней мере, на Киевской и Львовской таможнях, которыми я занимаюсь. Официальных документов ГФС не выдавала, но машины потихоньку поехали", – поясняет собеседник Retailers.
По словам представителей бизнеса, таможня возвращается к практике списков "белых" импортеров. Такие списки уже существовали – до того как были внесены изменения в таможенный кодекс и товар не начал ввозиться по заявленной контрактной таможенной стоимости. "В этот список попадают те компании, которые давно занимаются импортом, у которых есть прямые контракты. Если у компании есть проблемы, к примеру, с сертификацией, то растаможка товара идет по общим условиям – с предоставлением дополнительных документов", – рассказывает топ-менеджер компании, работающей на мебельном рынке. Как формируется список, пока не совсем понятно, добавляет собеседник Retailers.
Фото: nv.ua
В ГФС после встречи с представителями Американской торговой палаты (сообщение датировано 30 января) заявили, что эффективное выполнение таможенных формальностей осуществляется с применением АСАУР. "Благодаря усовершенствованным профилям рисков сегодня на границе практически остановлены попытки "серого" импорта. Для тех субъектов внешнеэкономической деятельности, которые работают прозрачно и имеют положительную налоговую историю, срабатывания рисков означает лишь необходимость представить таможне дополнительные документы для подтверждения информации в декларации", – сообщает ГФС.
В Союзе украинских предпринимателей (СУП) рассказывают, что на встрече с ГФС, которая прошла на этой неделе, представители ведомства отмечали, что проблем с растаможкой нет. "Они говорят, что если и возникают какие-то проблемы со срабатыванием новых профилей риска автоматизированной системы, то виноваты в этом отдельные таможенники. А когда контейнер поступает на пост, таможенники ссылаются на срабатывание критериев риска и требуют повысить таможенную стоимость вдвое", – рассказал информагентству "Интерфакс-Украина" член комитета по развитию мебельной промышленности СУП Вячеслав Павлов.
В пресс-службе "Эпицентр К" заявляли о незаконности действий таможенников. "Согласно Таможенному кодексу, при растаможке товара компании должны быть представлены в письменном виде причины, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть признана... Однако орган доходов и сборов предъявляет письменные требования о предоставлении дополнительных документов", – уточняли в "Эпицентр К".
Увеличение таможенных поступлений
В Государственной фискальной службе отчитались, что с 11 января по 29 января АСАУР сработал по 1 230 декларациям. В результате дополнительные поступления от корректировки таможенной стоимости составили 20,8 млн грн. В ГФС говорят, что количество случаев, когда срабатывает АСАУР, снижается.
В ГФС разрабатывают критерии "белого" и "серого" бизнеса. В частности, на встрече с представителями Американской палаты им предложили принять участие в разработке критериев "белого" или "серого" бизнеса. "Ведь на сегодняшний день нет четко определенных характеристик, поэтому говорить о 100-процентном попадании в цель при определении рисковых операций невозможно", – говорится в сообщении ведомства.
В Европейской Бизнес Ассоциации видят другое решение. "Хочется напомнить о законопроекте про механизм уполномоченных экономических операторов, который уже несколько лет находится в ВР. Его принятие дало бы законодательную базу для определения благонадежных субъектов внешнеэкономической деятельности, а не использование выборочных списков компаний", – говорит Светлана Михайловская.
Автор: Татьяна Хомяк, Вероника Гаврилюк