На таможне простаивают фуры. Что происходит?

28.01.2019
6717

Фото: day.kyiv.ua/ Руслан Канюка

Импортеры товаров столкнулись с проблемой  растаможки грузов. Таможенная служба со второй декады января повысила индикативную цену ввозимых товаров, поясняя это желанием бороться с "серыми" схемами импорта. Но в результате пострадали импортеры, которые завозят товар "в белую". По словам ритейлеров, такая ситуация приведет к повышению стоимости товаров для конечного потребителя.


Что произошло?

Все началось с Киева. 14 января у прибывших на Киевскую таможню фур начали требовать существенного повышения заявленной таможенной стоимости (базы) ввозимых товаров, рассказал на правах анонимности один из брокеров.  На следующий день, 15 января, Государственная фискальная служба (ГФС) сообщила о выходе из строя одного из серверов Единой автоматизированной информационной системы. В результате чего в тот день в течение нескольких часов оформление  таможенных деклараций в автоматическом режиме не проводилось.

Директор по маркетингу компании Art Metal Furniture Вероника Беляева, рассказывает, что с 15 января ГФС без предупреждения ввела новые индикативы, которые необоснованно оказались существенно выше, чем контрактная цена ввозимого товара.  В результате на таможенных пунктах начали простаивать фуры. В международной компании Jysk сообщили, что на границе были задержаны около 60 грузовиков. "Мебельный рынок уже несколько дней лихорадит. Особенно это касается импортеров относительно недорогой мебели и импортеров комплектующих", – сообщила руководитель проекта "Вилла Ванилла", поставщика мебели для HoReCa, Анна Родненкова.

В Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) сообщили о приостановке с 17 января таможенного оформления у 40 компаний-членов ассоциации, вследствие чего у некоторых из них было задержано до 70 грузовиков. По данным ассоциации, инспекторы таможни были лишены технической возможности согласовывать таможенную стоимость на основании предоставленных документов (применения первого метода определения таможенной стоимости)  в случае срабатывания системы анализа рисков по индикативным ценам. 

Позже в ГФС на встрече с ЕБА пояснили, что были внесены изменения в профили риска Автоматизированной системы анализа и управления рисками (АСАУР). Это было сделано, отметили в ведомстве, для борьбы с "серым" импортом. "Акцентирую внимание, мы не создаем препятствий легальному бизнесу. Изменение профилей риска АСАУР осуществляется для ввода в систему тех рисков, которые позволят более эффективно предупреждать нарушения таможенных правил", – приводятся в сообщении ГФС слова и.о. заместителя главы ГФС Виктора Кривицкого. Он добавил, что нет никаких причин говорить о том, что оформление грузов останавливается.

Как решается проблема

Глава ЕБА Анна Деревянко рассказала, что с 24 января ассоциации удалось добиться разрешения ситуации и практически все грузовики участников ЕБА на таможнях оформляют. Исполнительный директор "Юск Украина" (входит в ЕБА) Евгений Иваница отметил, что от этой ситуации пострадала репутация компании. Таможня хотела, к примеру, по новым индикативам взыскать налог с компьютерного стола весом 16 кг в размере 360 грн, что составляет половину стоимости реализации товара на полках сети.  "Клиент сделал заказ, есть определенное время на доставку товара, а мы не могли выполнить ее в сроки. Конечно, мы будем предоставлять дополнительную скидку, но репутационные потери есть, не говоря о простое автомобилей, которые несут затраты", – сообщил исполнительный директор "Юск Украина" Евгений Иваница.

Такие меры – это попытка в ручном режиме разрешить ситуацию, говорят участники рынка. "Множество автомобилей других импортеров (не имеющих сильного лобби), по-прежнему остаются на границе", – рассказал брокер. В Ассоциации мебельщиков Украины заявили, что у их членов проблемы с растаможкой грузов остается и для ее решения они обратились с письмом к министру экономического развития и торговли Степану Кубиву.

"Те, кто не согласны, имеют 10 дней на то, чтобы собрать пакет документов, включая калькуляцию производства. Для большинства компаний этот документ является коммерческой тайной, в которой содержится информация об ингредиентах, составляющих стоимости, технологических процессах", – рассказывает брокер. По его словам, получение экспертных заключений занимает 2-3 дня, а их стоимость на 1 товарную позицию составляет 2 000 грн. При этом через 10 дней таможня все равно может отказать в оформлении, если найдет несоответствия.

В компании Art Metal Furniture рассказали, что их грузы стоят на границе. "Например, у нас есть товар, закупленный напрямую от производителя на сумму $8 700, но с учетом минимальной индикативной цены ($4) в базе таможни он должен стоить $13 300. И НДС они хотят взымать с этой цены. Это при том, что у нас есть прямой контракт с производителем", – рассказывает Вероника Беляева. По ее словам, представители таможенной службы отказывались выдавать официальное решение и затягивали процесс растаможки, запрашивая дополнительные документы. По итогу, в решении стоимость была завышена до $13 300. "Мы намерены оспаривать это неправомерное решение, и перевели наш груз на склад временного хранения до дальнейшего разрешения ситуации", – говорит Беляева.

В пресс-службе "Эпицентр К" говорят о незаконности действий таможенников. "Согласно Таможенному кодексу, при растаможке товара компании должны быть представлены в письменном виде причины, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть признана... Однако орган доходов и сборов предъявляет письменные требования о предоставлении дополнительных документов", – уточнили в "Эпицентр К". Во время сбора документов товары находятся на складе временного хранения или на таможенном складе, что приводит к сверхплановым расходам, а значит, искусственно делает товары более дорогими для их конечного потребителя.

Многие компании соглашаются на повышение таможенной стоимости, получают решение о корректировке цены и оформляются по ст.55 Таможенного кодекса, которая позволяет обжаловать в суде решение таможенников после оформления, говорит брокер. Все, кто так сейчас оформится, получат решение в конце 2019 года. Такая ситуация может повлиять на рост цен для конечного покупателя. Retailers следит за развитием событий.

Автор: Татьяна Хомяк 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.