Компания “Ин Тайм” ушла с рынка. Что пошло не так?

08.10.2020
28308

Фото: cynicallviv.com.ua

В начале этого года логистическая компания "Ин Тайм" объявила о проблемах с обслуживанием посылок и обратилась за помощью к конкурентам. И хотя официальная процедура банкротства  объявлена не была, де-факто это так – компания не может погасить долги. Корреспондентка Retailers восстановила хронологию событий и попробовала разобраться в причинах, которые привели к такому финалу.


Закрытие достаточно крупного игрока на рынке доставки в сегменте B2C стало неожиданностью для всех: сотрудников компании, конкурентов и клиентов. Публично о проблемах с ликвидностью стало известно в феврале, после выхода материала McToday. Пользователи социальных сетей жаловались, что компания без каких-либо пояснений перестала выдавать посылки, отделения закрылись, а служба поддержки не работала.

По новым подробностям в ситуации "Ин Тайм", которые появились позже, картина складывалась следующая. Перебои с выдачей посылок и денег начались в третьей декаде февраля, тогда же закрылись отделения. Сотрудники не понимали, что происходит, руководители им ничего не объясняли. Конкуренты заговорили о банкротстве компании. Совладелец "Новой почты" Владимир Поперешнюк написал в Facebook, что “Ин Тайм” – банкрот. Правда, сейчас эта публикация не доступна. На данный момент компания не пребывает в процедуре банкротства.

1 марта в "Ин Тайм" официально заявили об остановке магистральной логистики и закрытии части отделений. В компании также отмечали, что ей удалось договориться с ключевыми игроками рынка логистики, которые помогут с доставкой.  Совладелец Delivery Group Андрей Ивасив заявлял, что учредитель и генеральный директор "Ин Тайм" Сергей Грачев обратился за помощью к его компании,  "Новой почте", SAT и Meest Express. Тогда он отмечал, что компании готовы помочь, но только с посылками. “Доставку грузов с наложенным платежом никто из нас осуществлять не будет. Если только отправитель решит этот вопрос с получателем и оплата пройдет без участия логистического оператора”, – подчеркивал он.

Андрей Ивасив рассказал Retailers, что по итогу переговоров сортировкой и отправкой грузов занимались Delivery и "Новая почта".

Компаниям удалось отправить не все грузы. В едином реестре судебных решений есть несколько дел, в которых исцы пытаются отсудить у ООО "Ин Тайм" компенсацию за утерянные грузы. Также есть десятки дел по искам частных предпринимателей о взыскании неполученных наложенных платежей за посылки.

До июня этого года собственниками ООО "Ин Тайм", согласно реестрам, значились Виктория Грачева и Евгений Грачев (супруга и брат Сергея Грачева, – ред.). В июне новым 100-процентным собственником компании стала Кристина Проскуркина. Она также является учредителем еще трех компаний по торговле продуктами питания и недвижимостью в Запорожье и Днепре.

Сергей Грачев остается собственником 100% ООО "Зручна доставка" – это курьерская служба доставки, которая входила в группу "Ин Тайм". Также ему принадлежит 51% доля в ООО “Ин Тайм Фулфилмент”. Компания была создана в 2017 году для обработки заказов интернет-магазинов.

Глава совета директоров логистической компании «Iн Тайм»: «Государство постоянно пытается вмешиваться в международную доставку»

Сергей Грачев. Фото: Татьяна Довгань/Mind.UA

Связаться с Сергеем Грачевым Retailers не удалось. "Насколько я знаю, после ухода с рынка "Ин Тайм" учредители сменили контактные номера телефонов", – рассказал Retailers один из топ-менеджеров на логистическом рынке. Также не удалось связаться с Кристиной Проскуркиной по телефонам, указанным в реестре – при соединении было оповещение, что номер не обслуживается.

До закрытия компания "Ин Тайм" насчитывала около 600 отделений по всей Украине. По итогам 2016 года эксперты называли "Ин Тайм" вторым по количеству отделений и разветвленности частным почтовым оператором Украины. Почему один из некогда заметных игроков логистического рынка ушел с него?

Агрессивное развитие

"Ин Тайм" начал работать на рынке логистических услуг с 2002 года. До 2015 года компания больше ориентировалась на b2b сегмент, хотя уже на тот момент объединяла 548 отделений и 1 477 почтоматов во всех регионах страны. В "Ин Тайм" решили изменить стратегию и сделать акцент на развитие услуг в b2с и с2c сегментах. "За 14 лет существования компания превратилась в обычную "безликую" службу доставки с устаревшими бизнес-процессами, а в ряде случаев – вообще с их отсутствием",  – так в 2016 году комментировала на тот момент замдиректора по маркетингу "Ин Тайм" Татьяна Чичика смену стратегии компании.

В конце 2015 года в компании сменился генеральный директор.  Им стал Андрей Ивко, который до этого не имел опыта работы в логистическом секторе. Александр Троян, который занимал эту должность 10 лет, занялся развитием франчайзингового направления.

В рамках обновленной стратегии компания сменила топ-менеджмент (более 10 новых людей), провела ребрендинг. "Ин Тайм" затеяла переформатирование отделений, запустила CRM-систему и перезапустила некоторые услуги, а также планировала полностью обновить автопарк. В 2016 году компания вывела на рынок новый бренд – курьерскую службу доставки Zruchna. В целом за тот год, по заявлением Сергея Грачева, было вложено 35 млн грн – это кредитные средства, ресурсы учредителей и реинвестирование собственных доходов. До 2019 года Грачев обещал инвестировать еще 145 млн грн и по истечению этого срока  выйти на международные финансовые рынки.

Через 11 месяцев после назначения Андрей Ивко ушел из компании. Вначале временно исполняющим обязанности СЕО стал Сергей Грачев, который впоследствии и занимал эту должность до закрытия компании. 

С каждым годом сеть наращивала количество отделений, в 2017 компания открыла 100 отделений. Позже  она открыла сортировочные склады в Днепре и Львове пропускной способностью 200 тонн в сутки каждый.

По итогам 2017 года общий объем отправлений компании по сравнению с 2016 годом вырос на 26%. В частности, доставка до двери и в отделения выросли – на 39,6% и 22,4% соответственно. На конец 2017 года из 648 отделений (450 партнерские)  переформатировано было  40%.

Платформа для интернет-магазинов horoshop.ua летом 2018 года провела исследование среди клиентов. Согласно ему, “Ин Тайм” и Zruchna заняли 4-е и 8-е места по популярности среди продавцов.

Также, согласно отчету, часть клиентов, которые пользовались услугами "Ин Тайм", хвалили компанию за невысокие цены, другие были недовольны неудобным расположением отделений и неосторожной доставкой грузов.

Агрессивное развитие компании привело к падению качества услуг, о котором говорили и продавцы, и покупатели. В частности, в социальных сетях и на форумах пользователи жаловались на  задержку грузов и обратных платежей, сложности с трекингом отправлений, неудовлетворительную работу службы поддержки. В начале 2019 года Сергей Грачев заявлял, что перебои в качестве услуги были связаны с тем, что IT-инфраструктура компании была устаревшей. "У нас была единая система на базе “1С:Предприятие” – большая, но не со стандартной конфигурацией, а писанная-переписанная и без документации. Контакт-центр был реализован, но без ключевого функционала – без истории заказов, без подтягивания информации о статусах доставки – без "единого окна"", – пояснял Грачев. В том же году компания внедрила SAP С4С.

Участники логистического рынка говорят, что агрессивное развитие и погубило "Ин Тайм". "Компания активно демпинговала, давая своим клиентам скидки выше маржинальности бизнеса, наращивала кассовый разрыв и долги перед подрядчиками. Проблемы с перевозчиками грузов из-за накопленных долгов у компании впервые возникли в 2018 году. Тогда им удалось погасить часть задолженности и договориться. Когда в 2020 году проблема возникла повторно, спасти ситуацию уже не удалось", – говорит Ивасив. Топ-менеджер в одной из логистических компаний добавляет, что логистика – маломаржинальный бизнес, доходность достигается на масштабах, а "Ин Тайм" так и не вышел на нужный оборот, чтобы быть устойчиво прибыльным. По данным участников логистического рынка, рентабельность логистики составляет 5-7%, максимум – 10%.

Рынок доставки последней мили в Украине – достаточно конкурентный. Место ушедшего с рынка игрока быстро забрали другие. Компания Meest взяла многие франчайзинговые отделения "Ин Тайм" в свою сеть. "Однако не все там прижились. По прошествии полугода часть франчайзи искали других операторов для продолжения работы", – уточнил Андрей Ивасив. Ранее совладелец "Новой почты" Владимир Поперешнюк заявлял, что ситуация с "Ин Тайм" – это нормальный процесс, так как идет очищение рынка от слабых игроков, устаревших технологий и ошибок менеджмента.

Внезапный уход с рынка "Ин Тайм" показал, что для бизнеса в высококонкурентной среде любое неверное решение может спровоцировать падение.

Автор: Леся Панченко

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.