«Наша задача — стать достойной альтернативой с наибольшей сетью отделений», — заместитель генерального директора по развитию бизнеса в "Укрпочте" о трансформации компании и как это повлияет на украинский e-Commerce

07.12.2021
5224

Фото: пресс-служба "Укрпошти"

"Укрпочта" все еще не ассоциируется у клиентов со скоростью и сервисом, однако компания на протяжении последних нескольких лет предприняла ряд шагов для трансформации внутренних процессов. Начиная с 2018 года, когда появились первые передвижные точки выдачи, компания продолжает диджитализировать свои сервисы и внедрять другие технологии, в том числе, в сфере IT. В этом году "Укрпочта" обновила стратегию своего развития до 2023 года, а также привлекла дополнительные инвестиции на развитие, ревитализацию оборудования и строительство новых объектов. За 10 месяцев работы вырос объем отправлений посылочного формата относительно прошлого года более чем на 45%, где доля e-Commerce отправлений составляет более половины этого роста. В планах компании также увеличить мощности обработки процессов с 40 млн до 300 млн посылок в год. Подробнее о нововведениях внутри компании, обновлении инфраструктуры, строительстве логистического центра и работе с украинскими e-Commerce, в интервью Retailers рассказала заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Укрпочта" Алена Степина.


— В этом году "Укрпочта" привлекла 60 млн EUR инвестиций на оборудование и автоматизацию в течение 2021–2023 гг. Как это повлияет на работу компании? 

— Существующая инфраструктура "Укрпочты" не позволяет в полном объеме обрабатывать ежедневно растущее количество заказов. Сегодня наши мощности позволяют обрабатывать только около 40 млн посылок в год. Чтобы увеличить это количество до 300 млн в год, нам нужна автоматизация процессов. Поэтому ближайшие два года в планах компании заменить устаревшие технологии в логистике, внедрив новые. Наличие новой логистической инфраструктуры позволит существенно сократить время доставки клиенту за счет сокращения сроков сортировки и оптимизации логистических маршрутов.  

— Как сейчас происходит сортировка отправлений? 

— Сейчас мы забираем отправления у корпоративных клиентов в строго ограниченное время, чтобы успеть их рассортировать и отправить на магистральные маршруты. То есть, заказы, которые клиенты сделали на маркетплейсах и онлайн-магазинах во второй половине дня и, соответственно, переданные на доставку позже, уже не попадают в сегодняшнюю отгрузку, а это значит, что время с момента заказа до момента доставки увеличивается на сутки. С новой автоматизированной сортировкой мы сможем принимать товары позже, обрабатывать быстрее и доставлять в более сжатые сроки. Это важный аспект, так как доставка, которая зависит от "Укрпочты", прямо влияет на то, будет конечный потребитель повторно покупать онлайн с доставкой или нет. А это уже влияет на долю отправлений через "Укрпочту", которую мы намерены увеличивать.

— Новая логистическая стратегия подразумевает строительство новых объектов или переформатирование старых?

— Сейчас основная работа все еще выполняется на сортировочных центрах, которые располагаются в центральной части городов, по-прежнему не автоматизированных, которые работают на устаревшем оборудовании, используя ручную сортировку. Новая логистическая инфраструктура подразумевает абсолютно новые сортировочные объекты, построенные с учетом международных стандартов, расположенные рядом с большими транспортными узлами и аэропортами. До 2023 года "Укрпочта" планирует заменить 31 существующий ЦОП и 47 ДОП семью сортировочными центрами в самых больших городах страны, два из которых будет в Киеве. Также планируются сортировочные центры в Харькове, Днепре, Львове, Одессе, Хмельницком. Помимо этих объектов, планируется строительство 61 депо для увеличения скорости обработки отправлений — это более мелкие сортировочные пункты, которые будут собирать отправления по конкретно выделенной территории и отправлять в сортировочные центры для дальнейшей доставки получателям по всей территории страны.

— Какая скорость доставки сейчас и как она изменится с внедрением автоматизации?

— В планах сократить время обработки отправлений "Укрпочта-Экспресс" до 3 часов, и "Укрпочта Стандарт" до 5, вместо 20 часов. Новые сортировочные центры и депо суммарно обеспечат сортировку 920 млн единиц отправлений в год. Учитывая текущий спрос и прогнозируемую потребность рынка на ближайшие 5 лет, а также стратегию "Укрпочты", такая мощность вполне оправдана.    

— Сколько составляют инвестиции в строительство сортировочных центров?

— Первоначальные инвестиции во все сортировочные центры — 60 млн EUR. Как я уже отметила, существующие объекты будут заменены новыми. Для того чтобы запустить новую инфраструктуру, компания будет использовать кредитные средства, полученные от ЕБРР и ЕИБ, а также собственные средства компании, вырученные от продажи существующих объектов, которые в том числе находятся в самих городах.

— Если говорить об IT-структуре, насколько она отвечает современным требованиям?

— Если говорить о новых сортировочных центрах, то основное внимание уделено минимизации ручного труда. Для этого мы предполагаем внедрение как автоматических сортировочных линий, так и соответствующего программного обеспечения, что позволит сократить до минимума потери времени и количество ошибок при сортировке посылок, писем и газет на всех участках их обработки. Так, 96% отправлений – т.е. все за исключением прессы, марок и габаритных отправлений, будут проходить автоматизированную сортировку. Сами же сортировочные центры будут управляться по системе интеллектуального управления WMS.

В целом, мы уделяем внимание автоматизации всех процессов для всей цепочки поставок от создания новых рабочих мест в отделениях связи, включая внедрение нового фронтального решения, до автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, отслеживания движения автотранспорта и процесса сортировки в реальном времени. При этом мы также планируем предоставить нашим корпоративным клиентам полноценные дашборды качества доставки их отправлений на всех этапах цепочки поставки.

— Параллельно "Укрпочта" развивает собственную сеть  передвижные отделения с 2018 года. Что изменилось за это время и как планируется развитие этого подразделения? 

— В 2018 году пилот был запущен только в Черниговской области, а уже позже в Киевской, Одесской, Херсонской, Черновицкой, Закарпатской и Черкасской областях. Сейчас мы находимся в стадии активного запуска остальных областей, который планируем завершить к концу 2022 года. Для развития этого проекта "Укрпочта" привлекла 33 млн EUR от ЕБРР. Таким образом, будет обеспечено покрытие передвижных отделений в селах по всей стране. Мы используем такой формат доставки только в небольших населенных пунктах с населением до 1200 человек. Роль мобильного отделения заключается в том, чтобы заменить стационарное убыточное, с устаревшими процессами, на передвижное отделение, которое сможет предложить все услуги с современным сервисом. В следующем году все передвижные отделения будут оснащены платёжными терминалами, что означает, что почта сможет также оказывать базовые финансовые услуги (переводы на карточки, снятие и пополнение карточных счетов) даже в самых отдаленных селах. Поэтому в планах – расширение услуг, в том числе и финансовых, а также увеличение доли доставки онлайн-заказов, которые передвижные отделения будут доставлять прямо к дому.

На фото: мобильные точки "Укрпочты", фото: пресс-служба

— Внедрение этих точек уже повлияло на увеличение количества заказов из интернет-магазинов?

— Да, смена формата работы уже дает позитивные результаты. Для жителей небольших сел, где "Укрпочта" является и почтой, и банком, и магазином - это единственная возможность получить все необходимые услуги. После внедрения проекта в первые месяцы работы мы уже отмечаем рост количества врученных/принятых посылок на 8-15% именно в передвижных отделениях в Херсонской, Волынской, Черкасской, Черниговской Закарпатской и Луганской областях.

— В этом году стало известно о начале строительства первого сортировочно-логистического центра. Что представляет собой будущий объект?

— Сортировочно-логистический центр площадью 9,2 га будет находиться на территории технопарка возле аэропорта Борисполь. Его строительством занимается компания-застройщик Tetra Invest. Сортировочный центр "Укрпочты" не только будет принимать посылки, письма и газеты на сортировку, но также планируется его адаптация под потребности наших партнеров из сектора e-сommerce. На одной территории будущего индустриального парка будут сосредоточены: сортировочный центр "Укрпочты", склады наших клиентов из сегментов розничной торговли, дистрибуции и конечно e-Commerce. Для наших партнеров это будет иметь свои преимущества: существенную экономию времени и средств, ведь товар будет быстро отправляться с их склада, находящегося здесь же в технопарке, и поступать сразу в наш сортировочный центр. Это разгрузит склады клиентов, позволит увеличить оборачиваемость товаров, сократит время на выполнение заказов их клиентов, а также сократит расходы на логистику. По сути, мы предлагаем нашим партнерам создать общую экосистему, в рамках которой возможно обоюдное использование транспортных, человеческих, складских ресурсов.

— Как повлияет на e-Commerce новая логистическая стратегия?

— Логистическая инфраструктура, которую "Укрпочта" планирует создавать и развивать в последующие годы, направлена на то, чтобы ускорить обработку заказов онлайн-магазинов и доставку для конечного потребителя. Новый сортировочный центр обеспечит круглосуточный прием посылок. Планируется, что скорость обработки отправлений будет составлять до 40 000 посылок в час. Это также повлияет на сокращение расходов партнеров и на логистику в сортировочные центры/отделения "Укрпочты". 

— Можете озвучить приблизительные результаты работы после внедрения новой стратегии?

— Например, за 10 месяцев работы компания растет в общем объеме отправлений посылочного формата относительно прошлого года более чем на 45%. Доля e-Commerce является основной и составляет более половины этого роста. С появлением новых сортировочных центров "Укрпочта" сможет обеспечить партнерам из e-Commerce сегмента быструю доставку в 100% населенных пунктов. Кроме того, онлайн-игроки  смогут расширить клиентскую базу. Уже сейчас в первые 2-3 месяца сотрудничества с маркетплейсами и интернет-магазинами их органический прирост клиентской базы составляет порядка 10%. Речь идет о большом сегменте людей, преимущественно из небольших населенных пунктов, которые не покупали онлайн в том числе из-за высокой стоимости доставки.

— Повлияют ли нововведения на стоимость услуг для конечного потребителя?

—  Отвечу касательно услуги «Укрпочта Экспресс» — это быстрая доставка посылок, которую мы предлагаем нашим партнерам из сегмента e-Commerce. Основные игроки рынка e-Commerce в условиях плотной конкурентной среды уже давно пришли к тому, что конкурировать просто товарами недостаточно. На смену ценовых войн пришли комплексные решения с множеством дополнительных "плюшек", которые способны привлечь конечного покупателя и склонить его выбор в пользу конкретного магазина. Одной из основных составляющих такого рода комплексных решений является доставка. И здесь мы будем придерживаться сугубо рыночных условий, ориентируясь в первую очередь на конечного покупателя и его потребности, создавая внутренние процессы, соответствующие данной задаче. Поэтому, открытие новых сортировочных центров прямо влиять на стоимость не будет, цены будут определяться рыночными факторами.

— Если говорить о фулфилменте, некоторые компании, как Rozetka и Kasta, обеспечивают его самостоятельно. Считаете ли вы, что логистический оператор должен обеспечивать услуги фулфилмента для e-Commerce? Например, “Новая почта” отказалась от этого.

— Сегодня мы исследуем это направление, отмечу только, что нет однозначного ответа «да» или «нет». Услуга фулфилмента в Украине трансформируется вместе с рынком e-Commerce: потребности изменились, соответственно, изменилась операционная модель услуги и такого рода трансформации будут продолжаться. 

— С какими игроками e-Commerce “Укрпочта” сейчас сотрудничает? 

— Из ТОП-10 ведущих e-Commerce компаний Украины, состоянием на 1 декабря текущего года, "Укрпочта" работает с 9, среди них: Rozetka, Makeup, Eva, "Алло", Kasta, и другие. В наших планах на следующий год в корпоративном сегменте – увеличить объёмы продаж на 60 %.

На фото: отделение "Укрпочты", фото: пресс-служба

— Как повлияло сотрудничество на работу интернет-магазинов? Наблюдают ли они рост количества заказов?

— Большинство наших партнеров отмечают, что из общего объема переданных "Укрпочте" отправлений, минимум 10% — это новые клиенты, которые ранее не совершали заказы в данных магазинах. Одной из причин является то, что мы предоставляем интернет-магазинам доступ к клиентам в отдаленных точках страны, где присутствует "Укрпочта, а также с большинством партнеров мы договариваемся о бесплатной услуге доставки для конечного потребителя, что прямо влияет на рост общего количества заказов и на долю "Укрпочты" в общем объёме отправлений этих компаний.

— На какую категорию товаров из интернет-магазинов больше всего спрос со стороны клиентов?

— Мы наблюдаем, как растет сегмент мелкой бытовой техники, косметики и парфюмерии, в период "Черной пятницы" резко увеличилось количество заказов цифровой техники, телевизоров, детских товаров, одежды и обуви.

— Какие были ожидания по количеству заказов в этом году во время “Черной пятницы” и как прошло событие для компании?

— Перед "Черной пятницей" мы тщательно подготовились, ожидая большой поток заказов. Для того были приняты все необходимые меры по расширению автопарка, а также увеличению количества сотрудников в сети и в центрах обработки почты. Во время промо-периода украинцы заказывали товары на OLX, Prom, Rozetka, через доставку "Укрпочтой" почти 500 000 раз. В течение акционной недели среднедневное количество отправлений выросло в среднем на 50% по сравнению с неакционными периодами.

— Что будет с украинским рынком логистики следующие несколько лет? И какие планы у компании по развитию?

— Украинский e-Commerce является одним из наиболее растущих рынков в Европе. Логистика является неотъемлемой его частью, поэтому прогнозы более чем оптимистичные. Ракурс будет смещаться в регионы для существующих игроков и все большее количество компаний, работающих в офлайне, будут запускать и развивать каналы онлайн продаж, меняя привычную модель ведения бизнеса, подстраиваясь под новые тренды и потребности потребителей, на которые повлияли «карантинные» события последних двух лет. В планах "Укрпочты" — наращивать темпы роста и в ближайшие 1-2 года стать достойной альтернативой на рынке доставки Украины с наибольшей сетью покрытия.

Автор: Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.