Прошедшее десятилетие в продуктовом ритейле: кассы самообслуживания, оплата Face ID и карманные кассы

05.02.2020
1524

Фото: beBee

За последние десять лет ритейл пережил кардинальную трансформацию. Украина не отстает от мировых трендов. Поскольку изменениям подверглись почти все сегменты ритейла, мы решили рассказать о каждом из них в серии материалов. Первым, о ком пойдет речь, продуктовый ритейл. Вспомним о том, как менялись форматы супермаркетов и какие технологии, помимо касс самообслуживания, внедряли сети.


Офлайновый продуктовый розничный рынок Украины сильно изменился с 2009 года по 2019 год. Начнем с простого и очевидного. Кирпичных магазинов стало заметно больше, по крайней мере в крупных городах. По данным GT Partners за отчетный период количество только продуктовых магазинов сетевых операторов увеличилось чуть больше чем в 2,5 раза до 5 260. Это значит, что покупатель тратить меньше времени, чтобы добраться до магазина.

К тому же за десятилетие магазины существенно видоизменились (если говорить о сетевых торговцах), яркий пример "Сільпо", а также в них появились дополнительные сервисы: дегустация вин, возможность купить приготовленный на месте кофе и чай, поесть внутри магазина готовую еду купленную тут же и пр. Некоторые ритейлеры начали устанавливать возле магазинов “заправки” для электрокаров.

Ближе к потребителю. В прошлом десятилетии площади продуктовых магазинов начали сокращаться. Это связано с урбанизацией и сменой поведения потребителя. Например, в Auchan заявляли, что начали  ориентироваться не только на тех клиентов, которые раз в неделю приезжают в гипермаркет за продуктами. "Мы хотим сопровождать наших клиентов во все моменты их жизни”, – подчеркивал ритейлер. Так ритейлер в последние 2-3 года начал развивать сети супермаркетов и магазинов “у дома”. Но Auchan пошел дальше – уже в начале этого десятилетия продуктовый ларек на 40 кв.м. Проще говоря, время стало более ценным и потребитель хочет тратить на покупки меньше времени.

Онлайн. Также небольшие магазины – это удобные точки выдачи заказов, сделанных в интернете. Пока, в большинстве случаев, сети сотрудничают по доставке c cервисом Zakaz.ua, который начал работать в 2010 году. Через него можно заказать доставку на дом.

Новый формат. На продуктовом рынке лишь во второй половине появились магазины меньшего формата, чем магазины "у дома". Некоторые ритейлеры называют их сonvenience store. Они отличаются от магазинов формата "у дома" меньшей площадью, кроме стандартного ассортимента, в нем предлагается продукцию food-to-go. Примеры: львовская "Сім23", столичная “Коло”, кропивницкая “Файна фамілія” и пр. А в мире – это 7-Eleven.

Формат Pick'n mix. Гибрид супермаркета и кафе/ресторана. Примеры – магазин Good Wine и некоторые магазины “Сільпо", Kachorovska store & cafe – которое объединяет кафе и шоурум одноименного бренда. 

Эко-инициативы. В 2019 году в “АТБ-маркет” начали продавать пакеты с биоразлагаемой добавкой. А в Metro C&C запустили в продажу многоразовые мешочки для овощей и фруктов, которые можно использовать вместо полиэтиленовых пакетов.

"Сільпо" совместно с организацией "Україна без сміття" запустили станцию приема вторсырья в некоторых супермаркетах в Киеве, Харькове, Днепре, Запорожье. Для участников программы лояльности ритейлера "бонус плюс" - начисляются баллы на карточку.

Осенью прошлого года во Львове заработал магазин "Комірка". Его особенность – отказ от упаковки в традиционном понимании. Продукты упаковывают в стеклянные банки, которые потом можно вернуть и получить деньги за "упаковку". Другие весовые вещи упаковываются в бумажные пакеты. Покупатели со своей тарой получают скидку 5%. Подобные zero-waste магазины уже есть в Ужгороде ("Зелена крамниця") и Киеве (Ozero).

Технологии для потребителей

Оплата смартфоном. Услуга появилась  в Украине в 2017 году с запуском Google Pay, а уже через год пользователи iPhone смогли оплачивать покупки на кассе в магазине при помощи Apple Pay. Банковская карта в мобильном телефоне упростила оплату пользователям этой услуги, сделав ее в один клик.

Оплата лицом – Face ID. Сервис FacePay24 появился осенью 2019 года в сети пива Hop Hey. Правда она доступна только клиентам ПриватБанка пользующихся приложением Privat24.

Этот сервис работает и в маркетплейсе Kasta, но не при оплате, а при идентификации клиента в отделениях выдачи ритейлера вместо паспорта.

Карманные кассы. Их запустили сеть “Велика Кишеня” и “Фора”, пока в тестовом режиме в некоторых своих столичных магазинах. Первый ритейлер предлагает приложение Pick&Go. Покупатель скачивает его в смартфон и через него сканирует выбранный товар не отходя от полки. Неудобство состоит в том, что на кассе самообслуживания придется  отсканировать финальный QR-код и оплатить покупку через кассу.

В “Фора” карманную кассу могут использовать только покупатели, входящие в программу лояльности Фора club. В торговом зале, выбирая товар, пользователь сканирует его. Выбрав все необходимое он тут же оплачивает покупки банковской картой. Но в сети “Фора” неудобство услуги заключается в том, что на выходе сообщение со штрих-кодом нужно показать охраннику. Он его считывает специальным устройством и может попросить сверить отразившийся у него список товаров, с тем, что у вас в пакете.

Push-уведомления с актуальными скидками, когда покупатель находится в магазине. Это опция работает в приложении Auchan. Подвязка геолокации позволяет отслеживать движение покупателя в магазине сети и сообщать ему о скидках, когда клиент находится рядом с этим товаром. Также при помощи приложения можно отсканировать штрих-код товара, чтобы проверить цену. Приложение появилось в 2018 году.

Виртуальная примерка make-up. Также Auchan выпустил приложение, в котором можно “примерить” косметику СТМ ритейлера – Cosmia. Создать образ можно как дома, из предлагаемых в приложении товаров, так и в отделе косметики магазина Auchan. Здесь, через приложение, можно отсканировать код товара на ценнике и на экране смартфона увидеть как он смотрится на лице, так, словно вы нанесли макияж на себя. Работает с 2019 года.

Кассы самообслуживания. Плюс для посетителя, можно обойти очередь на кассе и минимизировать контакт с персоналом. Сети начали их устанавливать в магазинах в начале прошлого десятилетия. Но массово их начали устанавливать последние 4 года.

Уверенны, мы рассказали не о всех технологиях, которые ритейлеры внедряют для удобства пользователей. Но самые значимые точно.

В следующем материале читайте как преобразовывался рынок e-commerce и как он интегрировался с офлайном.

Авторы: Людмила Будина, Вероника Гаврилюк

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.