Российская сеть дискаунтеров Mere открывает магазин в Павлограде, несмотря на позицию СНБО. При этом у сети есть проблемы с персоналом и поставщиками

10.08.2021
7688

Фото: Retailers

В середине июня Retailers написал о том, что в ближайшее время российская сеть Mere (проект владельцев российской сети дискаунтеров "Светофор") планирует возобновить работу своего магазина в Николаеве, а также начать открывать магазины в других городах Украины — в частности, в Белой Церкви, Черновцах и городах Днепропетровской области. Всего Mere планировала открыть 40 магазинов до конца 2021 года. 

Однако новость о выходе сети на украинский рынок вызвала широкий резонанс — секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил, что Mere не будет работать в Украине и назвал “открытие” магазинов “операцией российских спецслужб”. Retailers выяснил, что сейчас происходит с Mere, есть ли у нее шансы на украинском рынке, и когда откроются новые магазины. 


Что уже известно о Mere?

Mere — это европейская дочка российской сети “Светофор”. Средняя площадь торговых точек — 800–1000 кв.м. Ассортимент магазинов составляет, как правило, 1500–2000 наименований ходовых товаров с максимальным оборотом, среди которых — 80% товары ежедневного потребления. 

На официальном сайте Mere указано, что цены в их супермаркетах на 20% ниже рыночных, из-за жесткой политики затратной части: сеть сотрудничает с производителями исключительно на прямую. Де-факто, Mere является жестким дискаунтером. 

В конце 2020 года первый магазин Mere открылся в украинском Николаеве, правда, через некоторое время он закрыться по неустановленным причинам. В июне 2021 года Retailers выяснил, что Mere планирует возобновить свою деятельность в Украине: открыть 40 магазинов до конца текущего года, в частности, в Белой Церкви, Черновцах, Николаеве и Днепропетровской области. Однако после публикации и массового обсуждения этой новости, секретарь СНБО Украины Алексей Данилов заявил, что “никакой российский бизнес не будет работать в Украине”. 

«Проблема с СНБО — не единственная у Mere», — говорит основатель Службы развития ритейла Денис Поддубский. По его словам, у сети трудности, связанные со сферой кадров, закупками и бизнес-моделью, которая не адаптирована под Украину. Все эти факторы длительное время не позволяют Mere запустить магазины. Поддубский считает, что проблема с кадрами связана с моделью жесткой экономии сети на всем и отсутствием понимания перспектив развития.

Кроме того, сложности у Mere возникают и с поставщиками. Как рассказал Retailers менеджер по продажам фабрики "Здорово" Михаил Репех, Mere предоставила им такие условия: оплата товаров возможна только после реализации, при этом осуществляется палетная отгрузка. Доставка должна осуществляться на торговую точку, так как у сети нет распределительного центра. Фабрику "Здорово", которая производит мясные, мясорастительные консервы и паштеты, такие условия не устраивали, поэтому они отказались от сотрудничества с сетью. 

Денис Поддубский говорит что пока нет ни одного поставщика, с которым Mere заключила бы договор. По его словам, “рынок уже не верит, что Mere сможет запуститься в Украине”. Обновление от 14:54 16.08.2021// Денис Поддубский уточнил свою цитату: "мне не известно ни об одном поставщике, который заключил бы с Mere договор". 

Будет ли Mere открывать свои магазины в Украине? 

На сайте Mere написано, что “сеть заинтересована в перспективном развитии торговых точек на территории Украины”. 

Три эксперта на рынке, с которыми пообщался Retailers сказали, что выход Mere на украинский рынок — это преувеличенная информация, так как попытки открыть магазины были неоднократно, но все они не увенчались успехом. При этом компания открыла вакансию “категорийного менеджера” в Киеве, что свидетельствует о том, что она набирает персонал. Среди обязанностей указано, что менеджер должен будет искать поставщиков, проводить с ними переговоры и организовывать логистику товара. 

По словам директора GT Partners Игоря Гугли, в начале 2021 года у Mere было две “железных локации”, в которых сеть планировала открыть магазины — в Павлограде (ТЦ “Гулливер”) и Николаеве (ТЦ “Амстор”). Поддубный добавляет, что павлоградский ТЦ “Гулливер” известен тем, что туда отказались заходить большинство продуктовых операторов, поэтому “в таких условиях собственники будут рады и Mere”. 

Павлоград (Днепропетровская область). Retailers побывал в ТЦ “Гулливер” в Павлограде и убедился, что вскоре там планируется открытие магазина Mere. Об этом прямо свидетельствует вывеска и подготовленное помещение, которое оформлено в корпоративном стиле Mere. В соседних с этим помещением магазинах Retailers подтвердили, что “ждут открытия “Mere”. 

Николаев. В ТЦ “Амстор”, где ранее располагался Mere, корреспондент Retailers увидел магазин Jysk. Никаких вывесок или других элементов, напоминающих о Mere в ТЦ нет.

Обновление от 11.08.2021//  После публикации Retailers стало известно о том, что в июне Mere открылся в Никополе (Днепропетровская область) на улице Патриотов Украины, 175-А. Локация магазина - промзона бывшего мясокомбината в отдаленной части города, сообщил All Retail журналисту Retailers.ua. 

На протяжении двух недель Retailers пытался связаться с коммерческим директором Mere в Украине Артемом Хоменко, однако звонки игнорировались и комментарий получить не удалось. Мы также отправили запрос в СНБО с просьбой прокомментировать эту ситуацию, но на момент публикации не получили ответа.

Дополнено в 15:48 11.08.2021// Уже бывший директор по развитию Mere в Украине Артем Хоменко сказал, что планируется очередное переоткрытие магазина Mere в Николаеве и уточнил, что у компании есть украинский офис в Киеве, в который набирают персонал. В комментарии Liga Хоменко сказал, что компания все еще имеет планы запустить 40 супермаркетов в Украине до конца года. При этом, по его словам, "при запуске супермаркетов в Украине сеть не встречала преград со стороны властей страны".

Mere — дискаунтер. Что известно об этом рынке в Украине?

Согласно исследованиям GfK Ukraine, в Украине уже работают несколько дискаунтеров — это “АТБ”, Trash! (принадлежит Fozzy) и торговая сеть “Квартал”. За 5 месяцев 2021 года продажи в сегменте дискаунтеров выросли на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, что опережает динамику рынка в целом. 

Инфографика: GfK

Денис Поддубский добавляет, что с учетом социально-экономической ситуации в стране ниша жестких дискаунтеров будет постепенно развиваться при помощи местных игроков, которые уже запустили свои проекты в регионах.

Автор: Александр Шарипов

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.