Ситуация: что делать, если мой бренд используют в интернете

03.01.2019
3170

Использование чужого бренда в интернете – распространенная практика в Украине. Не так давно в сети парфюмерии и косметики Brocard заявили о мошенничестве в интернете в виде рекламных объявлениях в социальных сетях, анонсирующих распродажи фальшивой парфюмерии под брендом сети. Специалист по интеллектуальной собственности патентно-правовой фирмы Prima Veritas Дмитрий Михальский рассказал, что может предпринять компания, чей бренд незаконно использовали. Он отметил, что по итогам отстаивания своих прав правообладатель может рассчитывать на уничтожение контрафакта и штраф.


Проверить наличие документов, подтверждающих ваши права

Если вы и ваш интернет-магазин попали в подобную ситуацию, то перед началом защиты вашей торговой марки нужно убедиться, что у вас есть подтверждение ваших прав на объект интеллектуальной собственности, то есть торговую марку. Таким подтверждением может быть, например, свидетельство на ТМ.

Написать письмо-претензию нарушителю

То есть можно пробовать обратиться непосредственно к владельцам поддельного магазина. Для этого нужно написать письмо-претензию. Там вы обязательно говорите, что вы являетесь законным владельцем бренда, указываете номер свидетельства, который это подтверждает. Убедитесь, что правонарушитель письмо получил, чтобы потом он не смог отрицать обратное – лучше отправить письмо с последующим уведомлением о вручении. В моей практике были случаи, когда письма-предупреждения было достаточно, однако я не могу о них написать, так как с клиентами были подписаны соглашения о неразглашении.

Если ваш бренд использовали в социальных сетях, то можно обратиться напрямую в службу поддержки. Когда будете писать жалобу в Facebook или Instagram, обязательно прикрепите к письму копии документов, подтверждающие права правообладателя. Служба поддержки должна удалить неправомерный контент. Но, к сожалению, мне не известны такие случаи.

Запуск процесса

Если письмо-претензия не помогло, то пора обращаться за помощью к государственным органам.

Полиция. Если вы решили обвинить правонарушителя в совершении преступления или административном правонарушении, то чтобы запустить процесс, нужно сначала обратиться в полицию – зафиксировать заявление о нарушении ваших прав. Здесь нужно отметить, что привлечь к уголовной ответственности подражателя можно, если ущерб превышает 17 620 грн.

После этого вам остается лишь активно участвовать делопроизводстве в качестве стороны и всеми силами помогать следствию.    

Пример: В сентябре 2018 года Киберполиция задержала группу правонарушителей, которая продавала поддельные билеты. В результате их действий пострадало, по данным на сегодня, около двух тысяч человек на сумму более 3 млн грн.

В апреле в украинском интернете появились нелегальные сайты по продаже билетов на концерты и футбольные матчи, которые были схожи с легальными сайтами. Злоумышленники активно продвигали сайты в поисковых сервисах и социальных сетях. Оплата осуществлялась на сайте с помощью электронной платежной системы, на счета, которые злоумышленники заранее зарегистрировали на подставных лиц.

Использование сайта и онлайн платформы расчета давало возможность злоумышленникам реализовывать электронные билеты с поддельным штрих-кодом всем желающим, не вызывая подозрения. О том, что билеты были фейковые, граждане узнавали уже во время сканирования билетов перед концертом.

Суд. Важно отметить, что исходя из криминальной практики, суд при вынесении приговора чаще всего ограничивается присуждением штрафа. Правда, приятным дополнением для вас будет уничтожение контрафактной продукции.

Также вы можете подать иск на вашего правонарушителя. Чтобы узнать, в какой именно суд – хозяйственный или же общей юрисдикции – нужно обратиться к юристам. Например, если вы имеете дело с физическим лицом, то это дело суда общей юрисдикции, а если это физическое лицо-предприниматель, то это уже юрисдикция хозяйственного суда. Кстати, сейчас дела по спорам о нарушении имущественных прав интеллектуальной собственности в интернете рассматриваются хозяйственным судом именно в Киеве.

АМКУ. Также каждый владелец прав интеллектуальной собственности для защиты своих прав может обратиться в Антимонопольный комитет Украины. Туда можно обратиться, если магазин-самозванец копирует вашу упаковку, внешний вид изделия или рекламные материалы. Антимонопольный комитет может оштрафовать правонарушителя за недобросовестную конкуренцию.

Пример: Украинская компания "Рехау", обладающая исключительной лицензией немецкого производителя на ТМ, обратилась в АМКУ с заявлением о недобросовестной конкуренции, в частности, на действия компании "ВК Рехау", которая использовала ТМ без разрешения правообладателя в своем названии, а также в доменном имени сайта. АМКУ оштрафовал нарушителя на 68 000 грн и обязал прекратить вышеупомянутые действия в двухмесячный срок.

 

Записала: Дарья Янченко

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.