“Развитие в период постпандемии”. Мнения украинских ритейлеров про 2021 год

31.12.2021
1884

Если в 2020 году был пик пандемии коронавируса, то в 2021 году многие компании и ритейлеры приспособились и привыкли к карантинным ограничениям.

В преддверии завершения года компании подводят итоги и строят планы на новый год. Retailers опросил топ-менеджеров компаний VolWest Group, Intertop, “Ашан”, Moyo, Foxtrot, “Алло” “Новой почты” и “Эпицентра” — что изменилось за второй год пандемии и какие планы по развитию у компаний в 2022 году?


 Как изменился украинский ритейл? 

Снятие ограничений позитивно повлияло на торговлю

Ведущий эксперт Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости Игорь Заболоцкий утверждает, что по показателям продаж 2021 год был более продуктивным для ритейлеров. В уходящем году потребители охотнее тратили деньги (или сбережения) с четким пониманием, что карантинные ограничения — временные. Падение трафика посещаемости физических магазинов или ТРЦ не являлось критичным, как в 2020 году, потому что клиенты могли посетить торговые точки с COVID-сертификатом или отрицательным результатом ПЦР-тестирования. 

Появление на рынке новых брендов

Не только в 2021-м, но и за последние несколько лет самый яркий выход – это IKEA. Также в Украину вышли Carter's, KIKO Milano, Off White, Bork, Bimba Y Lola, Love Stories и вернулся MEXX.

Как отмечает Заболоцкий, пандемия провоцирует изменение настроений у клиентов и побуждает ритейлеров открывать новые форматы, чтобы следовать этим изменениям. Так, некоторые операторы масштабировали ассортимент товаров, но большинство ритейлеров начало открывать Pick up point — магазине поближе к потребителям. К примеру, сеть Auchan открыла Pick up point в разных районах для покрытия зон своего охвата, а Comfy открывает пункты выдачи в street retail (магазины формата «возле дома»).

ТРЦ становятся не только местом для покупок, но и пространством для проведения времени

Игорь Заболоцкий говорит, что в 2021 году ТРЦ за этот период взяли курс на большую социальную ответственность — они проектируют или выделяют большие зоны на социальные просторы и вместо масштабных празднований все чаще перечисляют средства в поддержку социальных проектов. По словам Заболоцкого, в 2021 году во многих арендных договорах появился “карантинный” пункт, регулирующий взаимоотношения между ТРЦ и арендаторами в этот период, чего очень не хватало в предыдущем году.

Тенденция, характерная для Украины – наличие большой доли entertainment в торгово-развлекательных центрах. Этот тренд будут развиваться и дальше.

В дальнейшем, подчеркивает эксперт, в Киеве на фоне увеличения предложения и насыщенности будет расти конкуренция между торговыми центрами. При этом сложнее всего будет проектам, не имеющим возможности вместить минимальный набор необходимых функций и fashion-арендаторов.

Киев – один из немногих городов Украины, в котором, несмотря на сложные часы, все заявленные проекты открылись. По оценкам Colliers Ukraine, с учетом второй очереди Piramida, Respublika Park, третьей очереди Blockbuster Mall и XIT Mall показатель насыщенности достиг 605 кв.м на 1000 человек. Из масштабных перспективных проектов, которые значительно повлияют на повышение показателя насыщенности рынка столицы, в частности, Игорь Заболоцкий выделяет такие ТРЦ как «Верлица», Lisova Mall, Hippodrome Mall.

Фото: Colliers Ukraine 

Успехи

Генеральный директор VolWest Group (Spar и “Наш край”) Виктор Мольченко говорит, что в 2021 году они запустили новую совместную для двух сетей программу лояльности Druzi с приложением, Viber-ботом и личным кабинетом для клиентов. В этом приложении можно использовать электронную карту лояльности, поиск магазинов, возможность отслеживать накопленные / потраченные бонусы и историю покупок, просматривать акции каждого магазина.

Кроме того, ритейлер выпустил коллективную монографию “Анатомия ритейла” под редакцией Виктора и Романа Корсаковых. 

CMO Intertop Мария Самплавская отмечает, что для них важным событием в 2021 году стало открытие первого официального магазина бренда Kiko Milanо и запуск его сайта. По состоянию на декабрь 2021 года офлайн-точек бренда по Украине уже шесть.Также в уходящем году ритейлер запустил новый формат офлайн-магазина Intertop в ТРЦ Respublika Park.

СЕО “Ашан Украина” Виктория Луценко говорит, что в 2021 году ритейлер сконцентрировался на развитии “магазинов у дома”, чтобы быть ближе к клиенту. За уходящий год “Ашан” открыл 16 своих Pick up Point. Кроме того, “Ашан” открыл магазины в новых форматах — “прокси” (площадь 200-600 кв.м) и тестовый автономный мини-магазин, доступ к которому клиент может получить по электронному ключу. 

В Moyo подчеркивают, что в 2021 году темпы развития сети выросли на 50% по сравнению с 2020 годом — по состоянию на декабрь 2021 года всего сеть насчитывает 56 магазинов. Ритейлер запустил и экспресс-авиадоставку товаров день в день между Киевом и крупнейшими городами Украины.

CEO “Фокстрота” Алексей Зозуля говорит, что за 2021 год ритейлер увеличил долю онлайн-продаж до 25% и открыл 10 новых и 20 модернизированных магазинов. Зозуля отмечает, что впервые за три года не произошло стремительного роста онлайна — он остался на прошлогоднем уровне – 31%. 

По его словам, больше среднего прироста рынка показали несколько категорий: 

  • техника для обучения или удаленной работы — на 30%;

  • товары для повышения комфорта или упрощения ежедневного обихода (сушильные машины — +77%, отпариватели — +56%, посудомоечные машины — 41%);

  • кофемашины – на 30%.

За период “Черной пятницы” товарооборот “Фокстрота” вырос в 4 раза, а в онлайне – в 3 раза. По сравнению с “Черной пятницей-2020” средний чек вырос с 3500 грн до 5000 гривен. 

СЕО “Алло” Максим Раскин рассказал, что в 2021 году их компания открыла 50 новых магазинов разных форматов, а в пяти городах открыла шоурумы. Кроме того, в ноябре “Алло” открыл самый большой свой магазин по площади — флагман “Алло Мах” в киевском ТРЦ Respublika Park.

Пресс-секретарь “Новой почты” Оксана Тарасенко сказала, что за 2021 год почтовый оператор открыл более 1600 новых отделений (большинство из них в селах) и установил свыше 9000 почтоматов в разных городах. Также “Новая почта” начала тестировать доставку беспилотниками из Киева в Харьков и Львов.

Кроме этого, дочерняя компания Nova poshta Moldova открыла уже 28 отделений в Молдове. В 2021 году рост доставки посылок в 2021 году составил 18%, а пользование финансовыми услугами выросло на 38%. 

Генеральный директор “Эпицентр К” Петр Михайлишин резюмирует, что за 2021 год году ритейлер открыл 13 новых и обновленных торговых центров в разных регионах страны. Кроме того, открылись и новые форматы shop in shop: Food Market и Аптека 100+. Всего за 11 месяцев 2021 года продажи “Эпицентра” выросли на 12%.

Потрясения 

У большинства ритейлеров уменьшилась посещаемость их физических магазинов. Это произошло, например, у VolWest Group. При этом их покупателям понадобилось достаточно времени, чтобы перестать осуществлять панические закупки и перейти к нормальному потреблению. Также у ритейлера выросли расходы на транспорт и на приобретение санитарно-гигиенических средств.

В “Эпицентре” утверждают, что из-за карантинных ограничений осенью 2021 был зафиксирован спад продаж в среднем на 30% в регионах, которые попадали в красную зону карантина. 

Для “Новой почты” негативным событием стал штраф от Госпотребслужбы на 326 млн грн, который, по словам компании, был несоизмерим с возможным нарушением почтового оператора. В итоге он был отменен. В “Новой почте” считают, что штрафы должны накладываться только по решению суда, а не по желанию конкретного чиновника контролирующего органа.

Планы на 2022 год 

У “Ашан” основной план — новые открытия. В частности, ритейлер планирует запустить четвертый магазин во Львове и расширить свою географию присутствия в Украине не только в тех городах, где они давно работают, но и при наличии доступных рентабельных площадей, входить в новые регионы.

Для VolWest Group расширение франчайзинговой сети останется главным вектором развития. Но при этом компания планирует внедрять форматы Spar to Go и Spar Caffe. 

Moyo в 2022 году хочет открыть еще в два раза больше магазинов, расширить географию авиадоставки, а в программу лояльности внедрить элементы геймификации. 

Ритейлер “Алло” в наступающем году сфокусируется на развитии маркетплейса и улучшении сервиса для клиентов и мерчантов. В частности, будут внедрены новые опции для покупки товаров партнеров меркетплейса – возможность оплатить картой онлайн и доставить товар мерчанта в точки выдачи в магазинах “Алло”. 

“Новая почта” планирует запустить автоматизированные терминалы, в частности в Днепре и Одессе и открыть еще 1000 новых отделений. Кроме того, в 2022 году почтовый оператор запустит доставку беспилотниками. 

Также планируется запуск их собственной авиакомпании Supernova Airlines, которая будет доставлять международные грузы “Новой почты”.

Автор: Александр Шарипов

Источник: Depositphotos

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.