Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Чёрная пятница 2021 в Украине: ритейлеры предлагают скидки до 90% и ожидают роста онлайн-продаж
В преддверии "Черной пятницы-2021" Retailers опросил украинских ритейлеров о том, как они подготовились к распродажам и чего от них ожидают.
Тенденции
Ведущий эксперт Colliers Ukraine Игорь Заболоцкий говорит, что “период повышенных скидок” вселяет оптимизм для ритейлеров и перспективу приблизиться к плановым оборотам по результатам ноября. По его словам, показатель продаж в этом году может быть выше. Однако эксперт предполагает, что если просадка продаж в результате осеннего локдауна не будет компенсирована повышенными продажами во время “Черной пятницы”, то ритейлеры будут вынуждены скорректировать свои планы на 2022 год — в частности, они не смогут выделить средства на открытие новых локаций.
Руководитель группы по ритейлу и дистрибуции Deloitte Ukraine Александр Ямпольский утверждает, что в эту “Черную пятницу” для распродаж традиционными товарами останутся одежда, товары для дома и гаджеты (мобильные телефоны, планшеты). При этом Ямпольский отмечает, что из-за уже упомянутого кризиса полупроводников будут выше цены на технику и электронику. Он предполагает, что если скидки на гаджеты и будут, то скорее всего, только на неликвид.
Еще одна тенденция, которую выделяют в Deloitte Ukraine — это начало новогоднего шопинга уже в конце ноября. Это связано с тем, что под новогодние праздники ожидаются значительные сроки доставки.
Покупатели
Согласно исследованию компании 4Serviсe Group 30% опрошенных украинцев планируют покупки, тогда как в прошлом году показатель готовности к покупке составил 70%. Потратиться на технику планирует (бытовую и цифровую) 67% опрошенных, на одежду и обувь – 57%, товары для дома – 38%, на косметику и парфюмерию – 22%. Товары для детей и мебель планируют покупать преимущественно покупатели от 25 до 34 лет (44% и 18% соответственно).
Существенных отличий в изменении отношения украинцев к "Черной пятнице" не выявлено, как и в 2020 году, у большинства покупателей преобладает негативное отношение к этому событию: 36% считают, что это вымышленный повод для обогащения ритейлеров (в 2020 году так считали 37%), а 10% согласны с утверждением, что "Черная пятница" – это обман (в 2020 году так считали 13%).
Диапазон оптимальной скидки в 2021 году по сравнению с предыдущим годом несколько расширился и составляет 37%-47% (2020 год – 44%-47%). Снижение нижнего порога происходит за счет мужчин, для которых приемлемая скидка в этом году составляет около 37% (против 46% в 2020 году).
Ожидания ритейлеров
Все опрошенные Retailers ритейлеры или бренды планируют принимать участие в “Черной пятнице”. Большинство из них запустили главные маркетинговые “механики” 4-5 дней — с 22 ноября по 26 ноября.
Главным привлекательным для клиента элементов традиционно станут скидки. Так, у “АТБ” — это 40%, Rozetka — 60%, “Фокстрота”, “Интертопа” — 70%, Moyo — 80%, а у “Эпицентра” — 90% (не на все группы товаров).
Средний чек по результатам “Черной пятницы” может увеличиться — “Будинок іграшок” предполагает, что он вырастет до 1000 грн, Kacho Group (бренд Kachorovska) — до 2000 грн, “Фокстрот” — до 3800 грн, а Kasta считает, что покупатели могут потратить от 3 000 до 20 000 гривен на одежду, обувь, технику и подарки.
В “АТБ”, ISEI, Brocard, Intertop, “Эльдорадо” говорят, что в 2021 году интерес украинцев к распродажам “Черной пятницы” сохранится. По данным “Эпицентра” почти 70% всех “мобильных” запросов сконцентрированы во временном отрезке накануне распродажи. В 2020 году трафик интернет-магазина epicentrk.ua на Black Friday вырос почти в 2 раза по сравнению с 2019 годом.
В “Эпицентре” говорят, что каких-то существенных отличий в поведении покупателей в период “Черной пятницы” этого года не прогнозируют. Но отмечают, что потребитель все чаще готов покупать товары онлайн и все охотнее осуществляет покупки с помощью мобильного телефона. Компания добавляет, что украинцы уже не первый год демонстрируют готовность покупать больше именно на “Черную пятницу” — к примеру, в 2020 году средний чек в период проведения акции вырос более чем на 18%.
В “Фокстроте” и Moyo делают ставку на рост продаж телевизоров, крупной бытовой техники, смартфонов. У ритейлера также есть ожидания по росту продаж полезных девайсов для дома и кухни: стиковых роботов-пылесосов, кофемашин, электрогрилей, мультиварок, блендеров и пр.
В Eva отметили, что в рамках развития e-commerce они уделили большое внимание логистике — в частности, модернизации и повышению производительности складов в Броварах и Львове, обслуживающих интернет-магазин.
Ожидают и увеличение клиентов в Kacho Group — у них есть часть клиентов, которые специально ждут распродаж и “Черной пятницы”, чтобы приобрести себе новую одежду, обувь и сумки.
В “Цитрусе” ожидают большой рост в продажах телевизоров и бытовой техники. По их словам, это связано с тем, что в этот период самые выгодные цены в году для покупки этих товаров.
В маркетинг-отделе “Будинка іграшок” говорят, что антикоронавирусные меры сильно повлияют на посещаемость их магазинов ТРЦ и на товарооборот.
А на Kasta большинство клиентов приходит за конкретными покупками с чек-листами и покупают для себя, членов семьи, детей, близких. Кроме того, на маркетплейсе произошел рост покупок подарков: наборы, аксессуары, постельное белье, игрушки, посуда.
Особенности распродаж
В “Эпицентре” отмечают, что более половины (60%) потребителей изучают информацию о товарах онлайн, прежде чем определиться с выбором, и проводят в интернете 51% времени, отведенного на покупки. Кроме того, есть еще категория людей, которые в офлайн-магазине сравнивает цены с онлайном.
В Isei beauty market говорят, что в офлайн-канале в 2021 году произошло заметное падение продаж ввиду карантинных ограничений. Два года подряд в компании видят потенциал развития онлайн-канала и снижение рентабельности в офлайне из-за высоких затрат на содержание магазина и снижение трафика в ТЦ. В онлайне ритейлер ждёт до 35% роста по сравнению с прошлым ноябрем.
В Kasta резюмируют, что несмотря на карантин, клиенты больше, чем в прошлом году, покупают нарядную одежду, товары для активного отдыха, аксессуары и верхнюю одежду.
Автор: Александр Шарипов
Источник: Depositphotos