В Украине уже девять областей в “красной зоне”. Как в новых условиях работают ритейлеры, кинотеатры и заведения общепита

23.10.2021
20047

С наступлением осени ситуация с заболеваемостью коронавирусом в Украине начала ухудшаться. По состоянию на 23 октября, семь областей Украины (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Одесская, Херсонская, Сумская, Черниговская) находятся в “красной” карантинной зоне. С 26 октября в “красную зону” войдут Ровенская и Николаевская области. Готовится в эту зону попасть и Киев, поскольку, по словам мэра Виталия Кличко, ситуация с заболеваемостью в столице усугубляется ежедневно. 

Retailers выяснил у ТРЦ, заведений общественного питания и ритейлеров, как они работают или планируют работать в “красной” зоне.


Как будут работать кафе и рестораны?

У кафе и ресторанов в красной зоне есть два выхода из сложившейся ситуации: работать навынос или продолжить работу, обеспечив полную вакцинацию персонала и проверку COVID-сертификатов у посетителей на входе. 

Директор аналитического центра “Рестораны Украины” Ольга Насонова полагает, что для работы в “красной” зоне рестораны должны иметь документы о вакцинации всех работников, и не допускать к работе невакцинированных сотрудников. По ее данным, большинство ресторанов вакцинировали своих сотрудников на 60%. 

Проблема, которую также вызовут новые ограничения, связана с посещением ресторанов гостями. По словам Насоновой, для проверки некоторые могут предоставлять “липовые” COVID-сертификаты. Еще один момент — для многих людей неприятно подвергаться проверкам во время отдыха в ресторане — проверяющие “могут быть не совсем вежливыми, вмешиваться в отдых людей”. 

По словам юриста компании Poster Дмитрия Кондратьева сотрудники заведений не могут требовать у гостей предъявить сертификаты, а предложить показать — да. «Показать или не показать свой сертификат о вакцинации сотруднику заведения — это добровольное решение гостей. Если гость не хочет показывать сертификат добровольно, сотрудник не имеет права пустить его во внутрь заведения, ведь другого способа удостовериться, что гость вакцинирован у него попросту нет», — отмечает Кондратьев (пост с разъяснением был размещен в Telegram-канале Poster "Реве та стогне ресторатор" — ред.).

В целом, по словам Насоновой, в “красной зоне” посещаемость заведений общепита из-за ограничений может снизиться на 70-80%, на столько же снизится и выручка. 

Так, некоторые рестораны выбирают опцию работать только на вынос — например, “Черноморка” в Одессе. Другие выбирают придерживаться постановлений МОЗ. Например, посетители ресторанов Саввы Либкина должны будут предоставить документ о вакцинации или отрицательный тест на COVID, сделанный не позже, чем за 72 часа до визита. 

«Я не придумал эти правила — это директива, полученная от государственных учреждений. Но как ответственный бизнесмен, намерен придерживаться этих правил. Я понимаю, что это повредит моему бизнесу. И я надеюсь, что другие владельцы ресторанов также соблюдают правила. Они не будут воровать, хитрить или покупать ложные сертификаты на вакцинацию своим работникам (кстати, в моей сети привито 100% персонала)», — отметил Савва Либкин в своем посте на Facebook.

Как будут работать ТРЦ и магазины?

Согласно официальным постановлениям, в “красной” зоне запрещена работа ТРЦ и других развлекательных учреждений (кинотеатров, театров и т.д.), а также работа непродовольственных рынков и магазинов. При этом разрешена работа автозаправок, ветеринарных аптек и продовольственных магазинов. Стоит отметить, что все запреты в “красной” зоне” снимаются для вакцинированного персонала и посетителей. 

Ведущий эксперт в сегменте недвижимости Colliers Ukraine Игорь Заболоцкий отмечает, что рост заболеваемости COVID-19 и новые ограничения в работе ТРЦ однозначно окажут негативное влияние на товарообороты ритейлеров и усложнят работу самих объектов. 

По его словам, трафик ТРЦ будет отображать более низкие показатели, учитывая последние официальные данные о количестве вакцинированного населения Украины (по состоянию на 23 октября в Украине привито 8 760 924 людей). В свою очередь, это приведет к снижению посещаемости, и посетители будут более осознанно и целенаправленно подходить к визиту ТРЦ.

Заблоцкий предполагает, что потребуется создание 1-2 пропускных пунктов, на которых будет происходить усиленная проверка подтверждающих документов на наличие вакцины или действующих ПЦР-тестов. «Этой осенью ритейлеры приобретают новый опыт локдауна, при котором ТРЦ и магазины не закрыты, но подвержены ряду ограничений, при этом последствия на данный момент не понятны», — резюмирует эксперт.

Среди опрошенных ТРЦ практически все утверждают, что соблюдают все карантинные нормы. В частности, в торговых центрах есть в достаточном количестве маски, санитайзеры, проводится санитарная обработка всех помещений. 

В ТРЦ “Вавилон” (Днепр) и ТРЦ “Караван” (Киев, Харьков, Днепр) сообщают, что весь персонал имеет COVID-сертификаты для работы в торговых залах. В ТРЦ “Аврора” (Запорожье) в комментарии Retailers сообщили, что вакцинирован еще не весь персонал. 

В “Караване” и “Вавилоне” также отмечают, что не имеют средств и способов для проверки сертификатов. По словам представителей этих ТРЦ, проверка COVID-сертификатов на входных группах ТРЦ не является целесообразной, поскольку часть трафика приходится на магазины, посещение которых не требует COVID-сертификата либо ПЦР-теста (продуктовые магазины, аптеки, банковские учреждения). Операторы, торговая деятельность которых не вошла в перечень исключений, самостоятельно осуществляют контроль посетителей. 

В “Авроре” отмечают, что персонал торгового центра на входе в магазины проверяет наличие сертификатов или других документов. И добавляют, что около 10% магазинов, которым ограничили деятельность, временно закрыты, так как оказались не готовы выполнить требования 100% вакцинации персонала и другие требования МОЗ.

В “Фокстроте”, “АТБ”, Varus и Comfy в комментарии Retailers отметили, что бо́льшая часть персонала вакцинированы. Например, в “АТБ” таких вакцинировано 85% сотрудников. В “Фокстроте” отметили, что работники сети могут запросить сертификат или результат теста /справку о перенесенной болезни у покупателей. 

Немного другая ситуация с посещаемостью магазинов спортивных товаров Decathlon. Магазины ритейлера можно посетить только при наличии сертификата вакцинации, негативного результат тестирования на COVID-19 (которое проведено не более чем за 72 часа до даты посещения магазина) или сертификата о выздоровлении от COVID-19. На входе у клиентов COVID-сертификаты проверяет персонал, который “прошел тренинг по доброжелательности от юридического департамента”, отметили в компании (25.10 в компании уточнили, что работники компании прошли тренинг от юридического департамента по всем требуемым правилам карантинных требований в "красной зоне"- ред.)

Работа кинотеатров

Чтобы попасть на сеанс в “Планета Кино” в “красной зоне”, посетителю также нужно предоставить на выбор: сертификат полной вакцинации, отрицательный ПЦР-тест на срок до 72 часов, отрицательный экспресс-тест, справку о выздоровлении не позднее шести месяцев назад. При этом посетители в возрасте до 18 лет могут приходить в “Планету Кино” без ограничений.

Как забрать свой заказ в отделении логистического оператора?

Пресс-секретарь “Новой почты” Оксана Тарасенко в комментарии Retailers сообщила, что внутренние процессы компании настроены так, что обычно клиенты “Новой почты” находятся в отделении не более 1-2 минут. По данным Тарасенко, по состоянию на 22 октября вакцинировано более 3500 сотрудников “Новой почты”. Она также добавила, что почтовый оператор не планирует проверять COVID-сертификаты у посетителей. 

Насколько законна проверка сертификатов о вакцинации у посетителей в “красной зоне”?

С 21 октября сотрудники Патрульной полиции, Госпродспотребслужбы и Центра контроля и профилактики болезней должны были начать проверку сертификатов о вакцинации от коронавируса по QR-коду с приложения “Дiя” или бумажного варианта. 

Проверка касается заведений, рынков и торговых площадок. В случае обнаружения ложного сертификата о вакцинации лицу грозит штраф до 850 грн или ограничение свободы на срок до 2 лет. Отметим, что из опрошенных компаний никто четко не смог ответить на вопрос, как они проверяют или будут проверять у посетителей COVID-сертификаты.

Ситуация с проверяющими тоже неоднозначная, отмечает юрист компании Poster Дмитрий Кондратьев. Информация о вакцинации — это конфиденциальная информация о здоровье человека, которую может заставить обнародовать только суд. «Поэтому у проверяющих нет полномочий требовать у гостей предъявить сертификаты внутри заведения», — говорит он.

В то же время полиция и другие ведомства, которые будут проводить проверки, должны контролировать правильность соблюдения карантинных ограничений. Это значит, что во время рейдов проверяющие будут вынуждены просить гостей предоставить документы о вакцинации, однако иммунизация от коронавируса сегодня абсолютно добровольная процедура, поэтому отсутствие сертификата у гостя внутри заведения не является для него административным правонарушением, резюмирует юрист.

Считать код сертификата рестораторы не могут через обычные ридеры на телефоне или планшете, отметил в комментарии Retailers Дмитрий Кондратьев. По его словам, чтобы считать код сертификата гостя или сотрудника, ресторатор должен зайти в приложение "Дія"» и считать QR-код сертификата QR-сканером "Дії". Это сделано для того, чтобы не допустить уязвимости конфиденциальных данных о вакцинации, отметил он.

Нежелание сотрудников вакцинироваться может повлиять на рост безработицы

Согласно октябрьскому опросу, проведенному OLX Работа, обязательная вакцинация, станет барьером для 41% работающих украинцев. При этом, по данным опроса, 18% еще планируют сделать прививки, 9% получили первую дозу, а каждый пятый — уже полностью вакцинирован. Почти столько же людей, 19%, еще не определились, напротив 35% — не планируют прививаться вообще. 

Аналитики OLX отмечают, что нежелание украинцев вакцинироваться может сильно повлиять на рынок труда, создав дефицит рабочих специалистов. «Если людей начнут массово отстранять от работы без сохранения заработной платы, может вырасти безработица».

Авторы: Александр Шарипов, Виктория Лаврентий

Источник: Depositphotos

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.