Лучше “красная зона”, чем карантин выходного дня: как ритейлеры и заведения пережили ограничения в Киеве и Украине

10.12.2021
1723

Фото: Depositphotos

С октября 2021 года многие регионы Украины стали переводить в “красную" зону в связи с увеличением заболеваемости коронавирусом. Однако в этом году условия карантинных ограничений мягче — например, заведения и ТРЦ полностью не закрывали, их можно было посетить при наличии "зеленого” (две дозы вакцины) сертификата или экспресс-теста.

По состоянию на начало декабря 2021 года девять регионов вышли из “красной” зоны. Retailers узнал у заведений и ритейлеров, как они пережили этот период в Киеве и областях. 


По словам эксперта в сегменте торговой недвижимости Colliers Ukraine Игоря Заблоцкого, по сравнению с 2020 годом, в текущем году потребители охотнее тратят деньги с четким пониманием, что ограничения временные. «В настоящее время падение трафика не так критично, как в прошлом году, потому что посещаемость ТРЦ возможна с зеленым COVID-сертификатом, отрицательным результатом ПЦР-тестирования или экспресс-тестированием на антиген», — отмечает он.

По мнению эксперта, для украинских ТРЦ более убыточным был карантин выходного дня в 2020 году, потому что больший процент покупок приходится именно на выходные, а не на будние дни. А в “красной зоне” 2021 года посетители имеют возможность совершать покупки офлайн в ТРЦ и учитывая более четкое понимание временных рамок “красной зоны”, потребители охотнее тратят деньги, чем в период карантина выходного дня в 2020 году. 

По данным Colliers Ukraine, в период отсутствия жестких карантинных ограничений, трафик в ТРЦ стабилизировался по сравнению с докарантинным периодом. Покупатели не перешли полностью в онлайн и не стали меньше посещать ТРЦ, как ожидалось изначально. К примеру, в результате осеннего локдауна самое резкое падение трафика в ТРЦ пришлось на первую неделю действия усиленного карантина.  В некоторых объектах, в том числе и в регионах, показатель составил 70%. Но уже в течение второй недели падение трафика в большинстве случаев сократилось — составило от 20 до 30%.

Рестораны потеряли приблизительно 30% доходов 

Директор аналитического центра “Рестораны Украины” Ольга Насонова говорит, что за ноябрь 2021 года рестораны в “красной зоне” потеряли в среднем 30% доходов. По ее словам, особенно “неприятными” были первые дни после введения “красной” зоны — все ждали проверок посетителей, что отпугнуло в первые дни “красной зоны” до 50% клиентов. «Рестораны сначала проверяли очень усердно своих гостей, соответственно, те обижались или устраивали скандалы», — добавляет эксперт.

В течение второй половины ноября бизнес приспособился к проверке сертификатов, но несмотря на это, часть невакцинированных клиентов не вернулась. По словам Насоновой, доставка в ноябре не выросла — те, кто не пошел в рестораны, не стали пользоваться услугой доставки еды, в отличие от прошлого года, когда в результате локдаунов доставка, по оценкам Glovo, за год выросла в 6-7 раз.  

Ольга Насонова отмечает, что карантин выходного дня привел к потере около 20% оборота ресторанного рынка, а “красная зона” — около 30%. Соответственно, “красная зона” привела к большим потерям, чем карантин выходного дня.

Сооснователь сети Salateira и член Национальной ресторанной ассоциации Украины Александр Савилов говорит, что посещаемость сети Salateira снизилась приблизительно на 20%. Он отмечает, что для того, чтобы проверять COVID-сертификаты у посетителей, сеть вынуждена была заключить контракт с охранной компанией и поставить охранников возле каждого входа в заведение, что повлекло за собой финансовые траты. При этом, по его словам, охрана не всегда качественно работает — в одном из заведений охранник по невнимательности пропустил посетителя с “желтым” сертификатом. На это обратила внимание полиция и был составлен административный протокол.

Кроме того, Савилов отмечает, что за период “красной зоны” доставка из ресторанов Salateira выросла на 20-25% выросла. 

Маркетинг-директор сети кинотеатров “Планета Кино” Анатолий Козловский уточняет, что намного хуже для сети был карантин выходного дня, чем ограничения “красной зоны” в 2021 году. При этом посещаемость сети снизилась на 40% по сравнению с работой сети в “зеленой зоне”. 

Ритейлеры меньше пострадали от “красной зоны”

В пресс-службе Eldorado Retailers сообщили, что карантинные ограничения 2021 года они пережили лучше, чем в 2020 году. В компании отметили, что начали готовиться к возможным нововведениям по усилению карантина еще летом и проводили информационную кампанию в поддержку вакцинации. В торговых залах магазинов Eldorado, которые находились в “красной зоне", работал только вакцинированный персонал. 

Генеральный директор Moyo Валентин Ивакин отметил, что в ноябре 2021 года посещаемость магазинов сети снизилась из-за карантинных ограничений на 7%, но при этом продажи выросли более чем на 20% благодаря, в том числе, онлайн-продажам. 

Ивакин резюмирует, что в “красной зоне” оказалось около 40 магазинов сети, но при этом Moyo удалось открыть три магазина: в Кривом Роге, Хмельницком и Лубнах (Полтавская область).

Автор: Александр Шарипов

Фото: Depositphotos

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.