Скидки для вакцинированных, падение трафика и вызов полиции. Как прошла первая неделя работы бизнеса в "красной" зоне в Киеве?

09.11.2021
4680

Фото: Kufer Media

С 1 ноября Киев перешел в "красную" карантинную зону. Соответственно, уже больше недели действуют ограничения для бизнеса, в том числе для ТРЦ, непродовольственных магазинов и заведений общественного питания. Они не применяются только в том случае, если у всех посетителей и персонала есть "зеленые" сертификаты, отрицательный ПЦР/экспресс-тест или справка о выздоровлении. Retailers узнал, как работается локальному бизнесу в новых условиях и повлияли ли ограничения на посещаемость.


Как работают ТРЦ, ТЦ и магазины?

По информации, которую опубликовали киевские ТРЦ и ТЦ в соцсетях (Ocean Plaza, Lavina Mall, ЦУМ, Gulliver, Dream Town, Sky Mall, "Дарынок", Art Mall и "Караван"), все они соблюдают ограничения, предусмотренные в "красной" зоне и предоставляют свободный доступ к заведениям, не попавшим под запрет. Кроме того, в некоторых из них можно сделать прививку от COVID-19.

Отдельные ТРЦ создают свои правила для посетителей. Например, в ТРЦ Dream Town посещение магазинов, не попавших под запрет, разрешается при добровольном проставлении временного штампа на руке охраной ТРЦ и при соблюдении общих карантинных и санитарных норм. А в ТРЦ Sky Mall для облегчения проверки сертификатов посетителям предлагают надеть браслет.

Фото: скриншот из видео в Facebook. В Sky Mall посетителю надевают браслет

Кроме того, в ЦУМ предлагают пройти экспресс-тест на антиген стоимостью 350 грн в специальной зоне Universum Clinic. Такая же услуга доступна и в ТРЦ Gulliver, ее стоимость составляет 300 грн.

За прошедшую неделю в "красной" зоне в Киеве у некоторых ТРЦ просел трафик. Например, в ТРЦ Gulliver в комментарии для Retailers отметили, что заметили небольшое отклонение от обычного трафика — колебания составляют 10–15%, но отмечают, что при этом увеличилась конверсия — визит в ТРЦ стал целевым.

Несколько иная ситуация в ТРЦ "Караван". Здесь зафиксировали определенную "сдержанность" посетителей в первый день "красной" зоны, а на второй и третий день посещаемость неуклонно восстанавливалась.

Что касается ритейлеров, то они также отмечают, что соблюдают ограничения "красной" зоны, а также проверяют соответствующие документы на входе у посетителей, но все зависит от магазина. Так, на выходных журналист Retailers совершил покупку в магазине Jysk в ТРЦ Аркадия на Осокорках. Сотрудник попросил предоставить сертификат только на кассе для получения дополнительной скидки в 10%, предусмотренной для вакцинированных посетителей. На входе в сам ТРЦ сотрудники не проверяли сертификаты — покупатели показывают их при входе в конкретный магазин (кроме супермаркета "Сильпо").

На входе в ТРЦ River Mall у журналиста Retailers охранник проверил наличие сертификата вакцинации. Остальные магазины выборочно проверяли наличие сертификата. Например, в H&M — его посмотрели, а у находящегося рядом LC Waikiki — нет.

В сети “Фокстрот” сообщили в комментарии Retailers, что сотрудники сети могут запросить сертификат или результат теста/справку о перенесенной болезни у покупателей. Обязательными правилами для посетителей является соблюдение масочного режима, а для персонала вакцинирован и соблюдает масочный режим. «В среднем трафик по столичным ТРЦ упал на 40%. Глобального перераспределения продаж между онлайн и офлайн каналами пока не ощутили», — отметили в сети.

Другие ритейлеры, магазины которых не попали под ограничения, работают в привычном графике. Например, в магазины сети Eva посетители могут зайти без сертификатов, поскольку продукция представленная ​​в ассортименте, относится к категории “товары первой необходимости”. Соответственно, посещаемость магазинов и показатели выручки не изменились за прошлую неделю, сообщили в сети.

Как работают кафе и рестораны?

Почти все заведения уже больше недели соблюдают ограничения и планируют так работать в дальнейшем. Например, рестораны сети McDonald`s, где 100% вакцинированных сотрудников, работают с открытыми залами для клиентов, а те, в которых еще не вакцинирована вся команда — только на вынос, доставку и работает зона "МакДрайв".

В сети "Евразия" Retailers сообщили, что работали полноценно и в залах, и на вынос, поскольку весь персонал вакцинирован. В комментарии отметили, что количество заказов на вынос выросло на 10%, доставка осталась на том же уровне, уменьшился трафик в зале и примерно на 20% снизилась выручка.

О понижении выручки сообщил и ресторатор Pastateca Максим Храмов. Падение составило от 30% до 50% в зависимости от дня недели и ресторана, несмотря на то, что посетителям предлагают блюда на вынос со скидкой: «Тем, кто приходил без документов, мы предлагали самовынос с 20% скидкой. На это соглашались единицы, большинство просто разворачивались и уходили». По его словам, людей, которые приходили без разрешительных документов не много — меньше 10 посетителей в день.

Львовский холдинг !Fest тоже не закрыл не одно из своих заведений в Киеве. Сейчас туда можно зайти или с сертификатом о вакцинации или ПЦР-тестом. «Посещаемость точно упала. Частично это можно связать с ноябрем, когда обычно посещаемость всегда падает – люди не ходят по кафе и ресторанам», – рассказал PR директор холдинга Тарас Маселко.

В First Point Espresso Bar тоже нашли решение для людей без разрешительных документов, при этом не нарушая ограничений. «Если у посетителя нет сертификата или теста, ему мы можем предложить еду с собой, но он должен подождать снаружи, мы вынесем его заказ и рассчитываем», — рассказали журналисту Retailers. Также в кофейне отметили, что их гости очень толерантны – показывают сертификаты, а персонал почти весь вакцинирован, хотя у некоторых есть только одна доза, но они каждые три дня сдают тест.

Однако не во всех заведениях посетители с пониманием относятся к проверке документов. В сети "Пузата хата" было несколько случаев вызова полиции, но наряд все равно не приезжает, рассказали в одном из заведений сети на Подоле. При этом охранник отмечает, что они не имеют права трогать или удерживать посетителей.

Из заведений, которые не соблюдают ограничения, есть ресторан Nebos, который еще до введения "красной" зоны в Киеве в сообщении в соцсетях отметил, что будет работать, не ограничивая посетителей. В Nebos клиент должен расписаться под тем, что не будет иметь никаких претензий к заведению в случае, если заболеет коронавирусом. Также гостю заведения нужно подписаться под тем, что ознакомлен со всеми карантинными мерами, но имеет личное мнение на этот счет. И подтверждает, что, посещая Nebos, несет личную ответственность за свое здоровье и руководствуется Конституцией Украины и собственной совестью.

Как ограничения повлияли на бизнес?

Соучредительница Национальной ресторанной ассоциации Украины Ольга Насонова в комментарии для Retailers сообщила, что посещаемость ресторанов снизилась в среднем на 50-60%, у "суперуспешных" заведений — до 20%. В новых заведениях и заведениях для бизнес-аудитории еще больше – до 80%. «Причем тяжелые дни были понедельник и вторник. Многие присматривались, как будут вести себя проверяющие, будут ли облавы на гостей ресторанов и тому подобное», — говорит эксперт. По ее словам, рестораны и кафе работают полноценно, но не с полными залами.

Также Насонова в сообщении на Facebook отметила, что многие рестораны не заполнены даже на 50%. Так же и с магазинами и ТРЦ, где потоков покупателей не наблюдается. Она считает, что если "красная" зона будет именно такой, "мягкой", то рестораны и магазины уже через неделю вернутся к стандартным оборотам.

По словам руководителя Департамента стратегического консалтинга компании UTG Константина Олейника, данных по товарообороту и посещаемости ТРЦ еще нет: «Первые результаты будут понятны после месяца-двух, ближе к концу квартала, чтобы можно было сравнить массив данных. Субъективно, можно отметить заметное сокращение посещаемости из-за невозможности попасть в магазины без двух вакцинаций. Однако снижения товарооборота операторов ожидаются с меньшим падением из-за роста конверсии за счет целевых покупателей», – отметили в UTG в комментарии Retailers.

Авторы: Виктория Лаврентий, Александр Шарипов, Людмила Будина

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.