Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Как перевести отдел продаж на remote и увеличить продажи на 22%? Кейс Netpeak
Фото: Depositphotos
Head of Sales в агентстве перформанс-маркетинга Netpeak, Александр Плуток, в колонке для Retailers, рассказал о переводе команды на удаленную работу. В частности, о плюсах и минусах работы вне офиса, с какими сомнениями сталкивается бизнес при переводе на remote, а также, как работая удаленно, Netpeak удалось увеличить рост продаж на 22%.
Почему Netpeak выбрал перевести сотрудников на удаленную работу?
Первая причина, по которой мы обратили внимание на удаленку раньше, чем это стало вынужденной мерой — необходимость быть ближе к клиенту. Систему дистанционного управления отделом продаж мы используем с 2013 года.
Вторая причина заключается в том, что специфика нашего бизнеса подразумевает развитие через расширение штата и повышение его квалификации. Если бы мы были представлены лишь одним офисом в Одессе, мы бы испытали жесткий кадровый голод. Децентрализованная система работы позволяет нам получать лучших специалистов на рынке.
За 14 лет существования компании, у нас сформировалось ядро правил коммуникации, стандартов и сценариев, которое нивелирует расстояние. Все эти элементы переплетены и вшиты в наши бизнес-процессы.
Мифы и легенды. 5 главных страхов перед удаленной работой со стороны бизнеса
1. Необходимость перенанять штат. Сотрудники для офиса ≠ сотрудники для удаленки.
Эффективность работы сотрудника зависит не от физического присутствия в офисе, а от организации бизнес-процесса, точек контроля, качественного рекрутинга и коммуникации команды.
2. Корпоративная культура больше не нужна. Ценности компании не будут донесены за стены офиса.
Наоборот: если вы сделали шаг в сторону ремоут, вы должны понимать, что корпоративная культура и синхронизация целей компании со своими сотрудниками — ваш главный канал формирования общности и причастия каждого сотрудника к результату.
«Чем прочнее корпоративная культура, тем меньше обучения и контроля нужно сотрудникам. В идеальном случае, все работают эффективно, потому что это соответствует ценностям компании».
3. Развитие компании и эффективность сотрудников снизятся. Скорость это когда все за одним столом.
Миф, который легко может стать реальностью! Почему это здесь? Потому, что от этого есть простое лекарство и оно находится в ваших руках. На помощь вам приходит Scrum, Канбан и стратегическое планирование с OKR. Это идеальная возможность перевести всех на язык KPI.
4. Снизится безопасность. Конфиденциальные данные компании получат все.
А что если я вам скажу, что если у вас нет цифровой гигиены – вы уже уязвимы? Здесь вопрос не формата работы сотрудников, а того, как вы организовали свою безопасность.
5. На удаленке мы будем тратить меньше. Снижение расходов на аренду и организацию уйдут в маржу.
Здесь коротко — нет. Просто у вас изменятся приоритеты и ресурсы перераспределятся.
Как организовать рабочий процесс. Кейс Netpeak.
Как и все на рынке, мы преимущественно работали с офисами в ключевых городах для нашего бизнеса, хотя удаленная работа присутствовала в виде исключений.
В начале 2020 года одесская команда Netpeak переезжала в новое помещение, дедлайны по ремонту сдвинулись, а срок аренды предыдущего офиса истек. Поэтому почти месяц 120 человек одесской команды работали удаленно и нам удалось “обкатать” то, что мы готовили в пассивном режиме все это время.
В итоге эта ситуация стала своеобразной репетицией удаленной работы, которая в итоге ждала весь рынок.
Собрав обратную связь от сотрудников об эффективности удаленной работы, мы увидели, что не все были к ней готовы. Однако результаты оказались лучше, чем мы ожидали. В итоге, всего 17,4% сотрудников отметили проблемы перехода на ремоут. Мы идентифицировали «узкие горлышки» и еще раз подтвердили теорию, что в данном направлении можно и нужно двигаться. Тогда еще никто не подозревал, что уже через 2 месяца наше мнение по этому вопросу будет неважно.
Результаты опроса:
Мы выделили 5 ключевых зон, на которые нужно обратить внимание при организации удаленной работы.
-
Техническая база:
-
рабочая техника сотрудника должна соответствовать его задачам;
-
доступ к качественному интернету.
-
Для автоматизации и организации большинства процессов рекомендуется использовать софт:
-
CRM;
-
таск-менеджер, которым логируются задачи как для клиентов, так и внутриорганизационные;
-
мессенджер — любые вариации;
-
общая работа с документами;
-
виртуальная АТС для записи и организации коммуникации по телефону;
-
календари и фреймворки планирования;
-
единая платформа для обучения, куда менеджеры могут транслировать свои навыки и черпать опыт коллег;
-
ERP-система;
-
система визуализации и сбора данных (дашборды/отчеты).
-
Системный подход для фиксации требований и порядка действий в типичных или исключительных ситуациях, с которыми может столкнуться сотрудник в работе. Для этого должны быть:
-
четко описанные ФО для ролей;
-
регламентированный процесс для каждой роли;
-
выстроенные правила коммуникации;
-
иерархическая система с зонами ответственности;
-
прозрачность действий всех участников команды, включая руководителя;
-
регламенты онлайн;
-
SLA.
-
Любой процесс в динамике обречен на трансформацию. Задача руководителя — уметь вовремя идентифицировать ошибки и избежать их негативного влияния. Контроль можно осуществлять с помощью:
-
системы KPI, которая отображает не только результат, но и процесс, эффективность;
-
дейли, стендапов и ретро;
-
оценки качества звонков и ведения CRM для идентификации качества работы сотрудников;
-
персональных встреч с руководителем;
-
периодических отчетов по ключевым задачам и процессам;
-
доступа к рабочему пространству и дашбордам всей вертикали.
KPI на примере отдела продаж Netpeak:
-
Работа с кадрами приобретает еще большую важность и становится ключевым фактором эффективности удаленных процессов. Необходимо учесть:
-
появление дополнительных требований к новым кандидатам на позицию;
-
построение курса и списка требований к работе на удаленке для сотрудников;
-
выявление недостатков и развитие системы для повышения качества и эффективности;
-
разработку курсов и обучающих программ на единой платформе, доступной онлайн;
-
создание открытого канала для обратной связи от сотрудников;
-
адаптацию процесса онбординга.
Что касается отдела продаж, я могу выделить такие точечные действия при переходе на удаленную работу:
-
Все сотрудники работают по приоритетам, будь-то заявки или орг. задачи.
-
Общение — единое пространство в соответствующих задачниках/мессенджерах.
-
Все сотрудники автономны и умеют планировать свое рабочее время в календаре и CRM.
-
С января 2020 в отделе продаж действует расширенная карта KPI, которая состоит из KPI результата, процесса и ресурса.
-
Ежедневно по сотруднику приходит отчет руководителю: удовлетворенность, время на работе.
-
Переходят в онлайн все ежедневные командные встречи.
-
Персональные встречи с руководителем раз в месяц с возможностью назначить дополнительную.
-
Созданы и сгруппированы специализированные чаты/канал.
Плюсы и минусы удаленной работы. Как повысить значение первых и снизить эффект вторых.
Из преимуществ, которые отмечали сотрудники:
-
экономия времени на дорогу;
-
организация оптимального рабочего пространства;
-
снижение отвлекающих факторов офиса;
-
снижение нагрузки на офисную инфраструктуру;
-
возможность работать из удобной локации (страна, город, квартира, дача и т.д.);
-
расширение охвата рынка кандидатов на вакансию.
Что касается недостатков удаленной работы — это:
-
требования к soft и hard скилам менеджмента;
-
дополнительный ресурс на контроль и аналитику;
-
замедление коммуникации;
-
снижение эмоционального контакта;
-
регламентация всех процессов;
-
расширение списка софта и переход в облако;
-
адаптация новых сотрудников.
Советы для руководителей о том, как снизить влияние минусов:
-
Проведите обучение для топ-менеджеров по организации удаленной работы.
-
Сформируйте и донесите всем сотрудникам ближайшие цели компании в формате OKR.
OKR (Objectives and Key Results) — метод, используемый в современном менеджменте для управления проектами. Позволяет синхронизировать командные и индивидуальные цели и обеспечить эффективный контроль над реализацией поставленных задач
-
Организуйте систему требований и необходимый контроль/дашборды.
-
Внедрите единые правила и регламент коммуникации на всех этапах.
-
Постройте структуру воркфлоу для каждой роли, работа которой должна быть максимально понятной и прозрачной.
-
Скорректируйте KPI для каждой роли (KPI процесса).
Новая реальность. Почему как прежде не будет и что нас ждет
В этом блоке я хочу обратиться к одному из источников, который меня вдохновил на написание этой статьи.
«Мир без офиса» — это не будущее, это настоящее — цитата из: Джейсона Фрайда и Дэвида Х. Хенссона «Remote. Офис не обязателен».
Если попробовать заглянуть в недалекое будущее, вероятнее всего нас там ждут:
-
Тренд и вектор на развитие технологий для коммуникации. Пример: рост Zoom.
-
Глобализация и доступ к сотрудникам/компаниям на расстоянии.
-
Жесткая борьба за кадры.
-
Спрос на навыки ответственности и планирования у кандидатов.
-
Эффективность вместо выработки. Время проведенное на рабочем месте или в кулуарах офиса ≠ выполнению KPI и эффективным действиям.
-
Интерактивные программмы онбординга и развития.
-
Смешанные сценарии посещения офисов/командные дни.
-
Трансформация пространств и их использования.
-
Рабочее место дома — в тренде, как кухня-гостинная в начале 2010-х.
-
Расписания доступности, личное время, внимание к физическому и ментальному здоровью.
Нельзя однозначно сказать, что удаленная работа — это панацея. Сотрудники могут работать удаленно эффективно, но они все еще нуждаются в коммуникации и социализации. Будем считать это переходным этапом. Все же будущее не за физическим контактом, а за скоростью и эффективностью действий.
Фото: Depositphotos