Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Насколько эффективны интерактивные столы Kodisoft
Интерактивные столы компании Kodisoft уже работают во львовском Papashon и скоро появятся в новом Good Wine в ЦУМе. Украинские компании пока с осторожностью относятся к технической новации, учитывая ее стоимость и длительный срок окупаемости
Интерактивные столы — это разработка украинской компании Kodisoft для самостоятельного заказа блюд в зонах питания.
«Наши интерактивные столы способны годами работать в общественных местах, зонах питания — в кафе, ресторанах, на фудкортах. Даже там, где об стол бьется посуда, на него проливается горячая жидкость или залазят дети, наши интерактивные столы продолжают работать», — рассказал CMO Kodisoft Олег Лахоцкий. Интерактивными столами от Kodisoft уже оснащены заведения на Кипре, в Дубае, Абу-Даби, во Владикавказе.
Три месяца назад 14 таких столов установили в интерактивном кафе в Papashon. Papashon — сеть из четырех развлекательных центров с боулингом, кафе, детским городком, бильярдом и банкетными залами. Три развлекательных центра функционируют в Одессе, один — во Львове. Интерактивные столы работают только во львовском развлекательном центре. Стоимость одного стола, установленного там, стартует от $15 000. По словам Лахоцкого, на западном рынке такие инвестиции окупаются за 1–1,5 года.
Директор по маркетингу Papashon Ольга Шестопалова отмечает, что пока интерактивные столы работают в тестовом режиме. Компания установила их, чтобы отличаться от остальных конкурентов и предоставить интересный сервис гостям. Функционал полностью не запущен, поскольку добавляются позиции, дорабатывается меню, заказ напрямую на кухню еще не отдается, для его уточнения пока приглашается официант.
«Об увеличении среднего чека мы сможем говорить, когда полностью установим передачу заказа через столы, сейчас программное обеспечение «допиливается», — говорит Шестопалова. По ее словам, ежемесячно клиенты запускают программу около 27 000–30 000 раз, среди приложений, выбираемых гостями, пока превалирует запуск игры «Аэрохоккей».
Papashon получает статистику — с какого стола идет заказ, в каком количестве делают заказы, какие выбраны блюда, какие запускают игры, как пользуются. Ольга Шестопалова отмечает, что появление интерактивных столов увеличило трафик центра на 30%. Однако не все столы развлекательного центра являются интерактивными, хотя именно они пользуются наибольшей популярностью.
На 3-м этаже строящегося ТРЦ River Mall откроется развлекательный комплекс Papashon. На площади 3 000 кв. м разместятся боулинг, детский городок и интерактивное кафе с авторской кухней. Ольга Шестопалова говорит, что компания планирует запускать столы также и в River Mall.
«В Украине по Papashon ожидается окупаемость 3–3,5 года. Для операторов с боулингом это достаточно хороший срок. Украинские рестораторы ожидают получить окупаемость быстрее, поэтому не для всех подходит этот формат, но те, у которых высокая посещаемость или высокий чек, могут рассчитывать на более быстрый срок окупаемости», — отмечает Лахоцкий.
Слишком дорого для украинского бизнеса
За счет чего могут окупиться инвестиции в интерактивные столы? Разработчики говорят, что это экономия на зарплате официантов. Как рассказывает Лахоцкий, вместо семи продавцов (официантов) на стандартный ресторан на 100 посадочных мест с такими столами достаточно двух.
«Интерактивный ресторан привлекает больше трафика, имеет повод установить более высокие цены, при этом увеличивается число позиций в чеке. Это происходит по простой причине — еду можно заказывать в любой момент, а не тогда, когда соизволит подойти официант», — утверждает Лахоцкий. По его словам, в 2015 году выручка таких заведений в среднем увеличивается на 32%.
Неразумно размещать такие дорогие приборы лишь для заказа еды в ресторане или развлечения в детских зонах, считает CEO компании IDNT Николай Чумак. Требование к качеству контента, его динамичности и объему значительно больше, чем для маленьких планшетных компьютеров. «Ритейлеру необходимо тратить много денег на создание контента, что будет стоить еще дороже, чем стоимость самих устройств. В индустрии Digital Signage затраты на производство контента, его дистрибуцию и управление являются самыми большими и выступают препятствием в принятии решений о внедрении», — говорит эксперт.
Совладелец «Планета кино» Дмитрий Деркач отмечает, что это интересная технология, и она подходит для навигации в ТРЦ, для «примерок» одежды в магазинах, для ресторана. «В принципе их хорошо использовать там, где поток клиентов не очень большой. Мы думали сделать на таких интерактивных панелях информацию о фильмах и расписание, но проанализировали и поняли, что у нас слишком большой поток посетителей. Получается, что 1–2 человека будут «играться» столом, пока остальные будут стоять рядом и смотреть на них», — говорит Деркач.
Маркетинг-директор Domino’s Pizza Павел Кожухарь считает, что не совсем правильно использовать такие столы в стандартном формате заведения. Если все делать концептуально, имеет смысл делать заведение без людей, полностью автоматизированное.
Николай Чумак говорит, что пока подобные устройства, как и многие другие, используются в Украине лишь в качестве «пилотов». Одной из главных причин является большая стоимость «на входе».
«Эта стоимость пока неподъемна для наших ритейлеров. И дело не в стоимости одного стола. Сетевой ритейлер, который, например, имеет 100 магазинов, даже если стол предлагают разместить бесплатно «на пробу» в одном магазине, сразу считает, во сколько ему обойдется ролаут на всю сеть. Если у вас 100 магазинов, то цена проекта для ритейлера уже почти миллион долларов, — поясняет Чумак. — Для крупных сетевых ритейлеров или сетей ресторанов это пока неосуществимо. А для несетевых разве что в качестве «фишки» может использоваться, но у тех тоже нет денег на эксперименты».
Ритейлеры будут готовы внедрять подобные технологии в том случае, если будут уверены в реальном влиянии на свой бизнес, добавляет он.
Директор бизнеса доставки сети ресторанов «Мафия» Андрей Янбухтин говорит, что формат ресторанов подразумевает еду, а интерактивность — взаимодействие. «Насколько стол, заставленный тарелками, будет способствовать взаимодействию с данной технологией, сказать сложно», — рассуждает Янбухтин.
Деркач сомневается, что такая технология увеличивает прибыль. «Цена высокая, как для такой «игрушки». Я не уверен, что такой стол может продавать и генерировать прибыль», — говорит он. По его мнению, это больше имиджевая фишка, чем продающая.
В Kodisoft рассчитывают запустить несколько проектов в Киеве в этом году. Первый будет работать в специальной зоне питания Good Wine в ЦУМе на 6-м этаже. Там будет установлено четыре стола. Директор Good Wine в ЦУМе Александр Ятченко утверждает, что особенность интерактивных столов не столько в вау-эффекте, сколько в том, что они меняют принципы ведения ресторанного бизнеса: дополняют традиционно офлайновый бизнес ecommerce-инструментами. В компании собираются добавить в них и образовательную составляющую.
«Планируем полноценно запуститься в начале мая этого года. Столы будут расположены в зоне винного бара, с которого и начинается наш магазин», — делится планами Ятченко.
Автор: Дарья Златьева