Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Если бы KISSA существовала на самом деле
Пресс-служба Fozzy Group 29 марта разослала в СМИ релиз о том, что сеть супермаркетов «Сільпо» запускает тестирование уникальной для украинского рынка ритейла самообучающейся программы — KISSA (Key Intellectual Silpo System Assistant). Оказалось, что новость — первоапрельская шутка, а KISSA будет вести страницу «Сільпо» на Facebook. Retailers собрали существующие ИТ-сервисы и продукты, которые уже сегодня могут решать заявленные в KISSA задачи
Специалисты Data Science компании SMART business отметили, что все описанные задачи действительно можно реализовать, но затрата ресурсов на их решение может быть несопоставима с эффектом от их внедрения. Основная ценность каждого из указанных бизнес-процессов — это аналитика в реальном времени и принятие решений.
Выдуманная KISSA должна была решать следующие пять задач.
1. Программа координирует работу горячей линии сети супермаркетов «Сільпо». Она может отвечать на часто задаваемые вопросы. Программа самообучается и по мере того, как общается со все большим количеством гостей, оптимизирует работу аналитики программы «Власний рахунок».
В SMART business рассказали, что средствами Microsoft Bot Framework можно создать систему, которая будет отвечать на типичные вопросы и обучаться по мере увеличения их количества для более быстрого и корректного ответа. «По поводу того, чтобы она говорила с клиентом и анализировала его ответ на уровне звукового диалога, — кажется маловероятным», — добавили эксперты.
Для часто задаваемых вопросов в бизнесе уже используют чат-ботов. Чат-боты — это запрограммированные решения с возможностью обучения.
Чат-боты уже 10 лет используются в «ПриватБанке». Ежедневно «ПриватБанк» принимает около 25 000 обращений от физических лиц, из которых бот проводит 65–70% контактов. «ПриватБанк» реализовал уже более 3 000 ботов, которые быстро и четко дают ответы на стандартные вопросы. Среднее время решения вопроса ботами — 1,5–2 мин. Процент удовлетворенности ботами составляет от 45 до 85 в зависимости от канала обращения.
Большую область задач поможет решить применение нейронных сетей, например, для прогнозирования товарооборота предприятий розничной торговли при принятии инвестиционных решений. Если покупатели часто формируют запрос на пиво, то система перенастроится и будет предлагать: «Здравствуйте, у нас есть пиво, что вы хотите еще?».
2. KISSA будет контролировать товарные запасы в распределительных центрах (РЦ) «Сільпо», упрощать и следить за цепочками поставок, а также координировать дроны-квадрокоптеры для доставки покупок. Когда в магазине возникает потребность в определенном товаре, она может разместить заказ на доставку необходимых единиц в конкретный магазин.
Директор бизнеса доставки Mafia Андрей Янбухтин отмечает, что сегодня собирать аналитику и управлять цепочками поставок могут многие ЕRP-системы. Существуют дополнительные системы, которые при совместной работе с ERP позволяют организовать цепочку поставок на основе аналитики по остаткам и прогнозам, основанным на истории поставок.
«Например, система DRP (Distribution requirements planning). Системы DRP — это решение для построения каналов дистрибуции и TMS-система, которая управляет транспортом. Современные системы прогнозирования с элементами ИИ (искусственного интеллекта) уже сегодня позволяют строить прогнозы и на основе их управлять цепочками поставок с учетом изменения курса валют или социально-политической ситуации», — добавляет Янбухтин. Сегодня дистрибьюторы могут управлять поставками товара не только на основе анализа остатков, но и используя, к примеру, рекламную активность производителя или популярность (упоминания) того или иного товара в социальных сетях в конкретном регионе.
«В риал-тайм контроле запасов нет ничего сверхъестественного, — говорят в SMART business, — все зависит от скорости потоковой передачи данных и ИТ-инфраструктуры, то есть как часто информация о поставке/покупке товара попадает в систему заказа. Современные облачные сервисы сбора (Event Hub, Azure Data Factory), хранения (Azure SQL, Redis) и обработки (Azure Stream Analytics, HDInsight Storm/Spark) информации позволяют любое масштабирование». А вот воздушные пути дронов для Украины пока что маловероятны, но при этом доставку из точки А в точку Б системно по координатам сделать не проблема.
3. Также программа поможет анализировать работу персонала магазина в пиковые моменты. Она учитывает трафик гостей на основе данных камер наблюдения и анализирует необходимое количество сотрудников в магазине.
Андрей Янбухтин говорит, что такое решение работает на основе так называемой тепловой карты клиентского потока посредством видеонаблюдения. «Еще два года назад такие решения могли проанализировать, смотрел ли посетитель на конкретный ценник, например кофе-машины, который стоит на высоте 1,40 метра, и сколько времени смотрел», — добавляет Янбухтин.
В SMART business уточняют, что трафик гостей можно учитывать через видеоаналитику, используя для хранения Data Lake и его последующий анализ, но это слишком дорого, долго и сложно для такой задачи. Проще установить сенсоры на входах в торговые залы или же анализировать в реальном времени количество чеков. Дальше на основе этой информации передавать уведомления администрации магазина о необходимости увеличения человеческих ресурсов, например, средствами тех же ботов.
Примером готового решения, формирующего видеоаналитику, является Cifrus. Сервис предлагает технологию определения объектов и анализа трафика в точках продажи. Камера отслеживает траекторию движения покупателя и определяет, какие зоны в магазине работают лучше, что интересует покупателя и как привлечь его внимание. Разработчики могут предоставить тепловую карту эффективности прохождения в разных зонах магазина.
Камеры показывают и время, которое покупатель проводит в очереди, и каким образом меняется его поведение. Вся информация может быть доступна для синхронизации с внутренней системой учета на предприятии. Установка одной камеры обойдется бизнесу в 800 грн.
4. Система KISSA призвана дополнить уже существующие данные программы «Власний рахунок», отслеживать поведение ее участников, что позволит специалистам по маркетингу понять на более детальном уровне, чего хотят гости.
«В этом направлении можно задействовать более качественные модели кластеризации клиентов, ассортиментную и ценовую политику в разрезе конкретного магазина», — отмечают в SMART business. По данным экспертов, существует много примеров построения таких моделей на платформе Microsoft Cortana Intelligence. «Это передовые модели Machine Learning», — добавляют они.
Помощниками по анализу и формированию персонализированных предложений для предпринимателей могут стать сервисы Datawiz и Softcube.
Datawiz предоставляет возможность создавать кастомизированные дашборды и визуализации для всех бизнес-процессов сети. Сервис повышает качество анализа продаж, помогает структурировать чеки, оптимизировать ассортимент.
Softcube — аналитический сервис, обрабатывающий разнородные данные о покупателях с целью максимально полно удовлетворить их запросы. Традиционные данные из программ лояльности и истории покупок, объединенные с кликами и просмотрами товаров в онлайн-магазинах, помогают создать детальный портрет каждого покупателя. С помощью Softcube конверсия на сайте Foxtrot увеличилась на 4,6%
5. Кроме того, KISSA может управлять освещением в магазинах, внутренним радио, точнее, формировать предсказания на чеках.
В SMART business утверждают, что для управления освещением и радио искусственный интеллект не нужен. «А вот выдавать предсказание на основе состава чека очень интересно. Например, купил человек, которому 20 лет, сигареты — а ему в чеке: «Бережіть здоров’я змолоду». Мелочь, но круто же», — отмечают в компании.
СЕО инжиниринговой компании «Нова Лайт» Владимир Кличановский говорит, что систему управления освещением можно легко настроить, и для этого не нужны сложные программные коды. К примеру, в Novus внедрена система освещения, которая регулирует яркость в зависимости от времени суток. В некоторых магазинах система освещения работает в зависимости от загрузки торгового зала. «Salateira в Дубае меняет 7 режимов освещения в течение дня в автоматическом режиме. Под это не нужно писать программы — это всего лишь настройка оборудования», — рассказывает Кличановский.
«Оптимизация расходов на 25% и повышение сервиса на 40% - это из области фантастики», — прокомментировали в Smart Business релиз.
Автор: Дарья Златьева