Как интернет-магазины уанета переживают скачки валютного курса

06.03.2015
2209

world-blog.ru

Эксперты в e-commerce описывают ситуацию, что творится на рынке в связи с нестабильным курсом валют, один из них был предельно краток: «Дурдом». Такую оценку можно понять: на пике «скачков» курса некоторые поставщики пересчитывали стоимость товара, исходя из курса 40–42 грн за доллар, хотя совсем недавно он был втрое ниже. Магазины не успевают менять цены на своих сайтах — ситуация меняется ежедневно. Вот и сегодня, пока писалась эта статья, расчетный курс интернет-магазинов снова пополз вверх после нескольких дней затишья. Ситуацию для торговцев техникой не улучшает и введенная недавно пошлина на импорт (5–10%). Редакция AIN.UA спросила у онлайн-магазинов о том, насколько выросли цены, как менялась покупательская способность, есть ли товар на складах и чего ждет e-commerce от курса в этом году

В связи с ростом курса весь товар ожидаемо дорожал. C начала года курс болтался в промежутке между 20 и 40 грн, причем до пикового значения он взлетел с 30 грн буквально за пару дней. Цены чутко реагировали на такие взлеты. К примеру, iPhone 6 в самой простой комплектации, до скачка курса стоивший около 16 000 грн, на пике стоил 26 000 грн (сейчас цена снова откатилась немного назад). По данным одного из крупных онлайн-магазинов, с 12 февраля (когда курс был 19 грн за доллар) до 25 февраля (когда курс вырос до 40–42 грн) цены выросли пропорционально — вдвое. А к 4 марта вернулись к соответствию курсу в 26 грн за доллар.

Директор Repka.ua Дмитрий Латанский объясняет, что на рынке есть две группы товаров: в первой цены напрямую зависят от курса доллара, во второй — зависят нелинейно.

К первой относится большинство товаров из категории «электроника», ко второй — товары с большей наценкой (игрушки, электроинструменты). Так что, когда курс рос очень стремительно, цены на первую группу товаров росли в прямой зависимости от него — в среднем, на пике цены выросли на 30%.

А на вторую группу — или не менялись, или менялись скачкообразно (все равно приближаясь к курсу доллара). «В нашем ассортимент почти 100% импортного товара, поэтому так или иначе все цены меняются в сторону увеличения», — отмечает Латанский.

Как отмечает глава Stylus.com.ua Андрей Карпюк, на те товары, которые отгружаются в гривне (когда представительство частично берет курсовые риски на себя, к примеру, Samsung, Lenovo) поставщики подняли цены с опозданием, и сейчас на падении курса «выпали из рынка». В торговых сетях переоценки товара делали раз в неделю, поэтому, когда курс превысил 30 грн за доллар, покупатели пошли в сети, но сейчас возвращаются в онлайн.

Когда курс перевалил за 25 грн за доллар и уверенно шел к 35-ти, покупатели понесли гривну в магазины, в том числе — в онлайн. Когда перевалил за 35 грн, покупатели пошли сметать с полок супермаркетов продукты питания. На падении с 40 грн до 35 грн продаж практически не было, покупатели ждали, что будет дальше, рассказывает Карпюк. Когда курс стабилизировался, выровнялись и продажи. А по данным Fotos.ua, ажиотажный спрос был — но только на товары, для которых гривневая цена осталась неизменной.

Эффект «сливания» гривны подтверждает и Латанский. Впрочем, по его словам, такая ситуация складывается каждый раз, когда курс начинает резко расти. Для интернет-бизнеса такое «сливание» означало, в том числе, то, что часть покупателей после отката курса понесет товар, купленный пару дней назад, на возврат. «К сожалению, мы торгуем не сахаром. Отказать в возврате не можем — поэтому просто считаем затраты на обработку большого количества невостребованных заказов и возвратов в связи с новой ценой», — рассказывает Латанский.

Как отметил основатель iLand Юрий Власюк (около 15–20% продаж приходится на онлайн), при росте курса покупатели почти перестали брать аксессуары. «Заплатить 1 000 грн за хороший чехол для iPhone 6 — пока что психологический барьер», — говорит он.

Латанский объясняет, что в ситуации с поставщиками также многое зависело от категории товара: поставщики электроники традиционно пересчитывают цены по новым курсам ежедневно (иногда по несколько раз в день), поставщики с других рынков (инструменты, игрушки, спорттовары) более инертные, меняют цены раз в несколько недель или месяцев. «Как правило, такой поставщик останавливает отгрузки на несколько дней и сидит считает новые цены», — объясняет глава Repka.ua.

«Никто ничего не завозит, у всех в голове полная каша», — так коротко прокомментировал ситуацию с поставками глава Fotos.ua Дмитрий Покотило. Правда, товары, которые есть на складах представительств (например, Panasonic и Philips), по его словам, почти не подорожали. В то же время, многие поставщики на пике курсовой паники прошлой недели повышали курс до 42.

Курс у поставщиков сильно отличался — кто-то завышал «на опережение», кто-то оптимистически «опаздывал» с курсом на прошлой неделе, вспоминает Карпюк. Многие пересчитывали в среднем по курсу 35 грн за доллар, но не все вернулись к 25 грн, когда курс откатился. «Всем понятно, что в текущей ситуации много импортировать никто не станет. Уже сейчас чувствуется нехватка товара», — отмечает глава Stylus.

Прогнозы по курсу сейчас делать никто не берется. Но все надеются на какой угодно, но стабильный курс. «Очень хотелось бы верить прогнозам в 22 грн за доллар и так до конца года. Будем считать, что на прошлой неделе все прошли шоковую терапию и сейчас курс в 20 кажется волшебным», — говорит Андрей Карпюк.

По мнению Латанского, сегодняшний кризис, как и кризис 2008 года, станет в какой-то мере переломным моментом для рынка. В 2008 году бытовые сети перешли со своими поставщиками на фиксированные гривневые цены. В 2015 году это же может случиться для работы по схеме «интернет-магазины — поставщики». Прецеденты, по словам Латанского, уже есть: часть поставщиков зафиксировала цены в гривнах, а часть интернет-магазинов перестали покупать товар у поставщиков, которые не предоставляют такой фиксации.

Источник: ain.ua

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.