Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Во втором полугодии в Киеве откроется только один торговый центр — JLL
http://stroyobzor.ua/
Компания JLL прогнозирует, что по итогам 2015 года в Киеве будет введено всего 25 000 кв. м торговых площадей, что в три раза меньше, чем в прошлом году
В связи с крайне сдержанным развитием сетевых ритейлеров сроки открытия большинства торговых центров, анонсированных на нынешний год, вероятно, будут перенесены. Компания JLL пересмотрела в сторону снижения прогноз по вводу торговых площадей в Киеве в 2015 году до 25 000 кв. м, что почти в три раза меньше, чем в 2014 году, и в 1,7 раза ниже показателя кризисного 2008-го. Изначально на текущий год был заявлен выход 361 200 кв. м новых торговых площадей.
«95% от всего анонсированного ранее ввода в 2015 году — это проекты, торговая площадь которых составляет свыше 90 000 кв. м. Такие крупные объекты в текущих условиях рынка и при низком спросе со стороны ритейлеров крайне сложно заполнить до приемлемого для открытия уровня. Именно поэтому все новое предложение, которое уже вышло и еще ожидается на рынке, — это небольшие ТЦ районного формата, площадь которых не превышает 20 000 кв. м», — комментирует руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина) Анна Чуботина.
За первое полугодие в Киеве открылся лишь один торговый центр — Doma Center (8 000 кв. м), начавший полноценно функционировать во втором квартале 2015-го. По оценкам экспертов JLL, во втором полугодии в Киеве может быть открыт еще один торговый центр — New Way (17 000 кв. м). В результате по итогам года общий объем рынка ТЦ в Киеве вырастет лишь на 3% и составит около 820 000 кв. м.
Международные ритейлеры на рынке Украины в первом полугодии 2015-го проявляли осторожность. За этот период в стране начали работу лишь семь новых операторов (причем двое из них — Bosco Sport и Marella — вышли на рынок повторно, после ухода в 2014 году), что на 30% ниже показателя аналогичного периода 2014-го.
«Несмотря на небольшое количество новых международных брендов, динамика выхода арендаторов на рынок Украины в поквартальном разрезе свидетельствует о небольшом улучшении. Так, если более половины новых международных игроков 2014 года вышло на рынок в первом квартале и в дальнейшем их количество снижалось, то уже с начала 2015 года мы видим восходящий тренд. Очевидно, что выход нового бренда на рынок Украины в текущих условиях снижения покупательной способности населения — это стратегические инвестиции, связанные с возможностью занять свою нишу или долю рынка в момент его восстановления, а также низкими текущими арендными ставками и сильными позициями ритейлеров при переговорах с девелоперами», — отмечает аналитик отдела исследований компании JLL (Украина) Марьяна Супчан.
В то же время спрос со стороны локальных торговых сетей достаточно высок. Во втором квартале 2015 года наиболее активными арендаторами были продуктовые супермаркеты, drogerie-ритейлеры, магазины товаров для дома и магазины ювелирных изделий. Поведение продуктовых операторов зависит от их формата: в то время как дискаунтеры увеличивают количество своих магазинов, сети премиум-сегмента сокращают свое присутствие на рынке.
Низкие объемы ввода способствуют снижению уровня вакантных площадей. По результатам второго квартала 2015 года доля свободных помещений в киевских торговых комплексах составила 8,4%, что на 0,8 п. п. ниже результата предыдущего квартала и на 0,2 п. п. превышает показатель за аналогичный период 2014-го. Квартальное снижение вакантности было обусловлено прогнозируемым ранее замещением некоторых якорных арендаторов, которые прежде покинули несколько торговых объектов. В частности, в ТРЦ «Комод» открылся супермаркет «Сiльпо», а супермаркет «Амстор» возобновил работу в ТРЦ «Полярный».
«Незначительное уменьшение доли вакантных площадей наряду со стабилизацией валютного курса, снижением темпов падения розничного товарооборота и незначительным ростом спроса на торговые помещения со стороны локальных сетей сформировали благоприятные условия для стабилизации максимальной арендной ставки. Так, во втором квартале 2015 года максимальная арендная ставка сохранилась на уровне предыдущего квартала и составила 840 долл. за кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов)», — добавляет Анна Чуботина.
Источник: пресс-служба JLL