Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Что происходит на рынке торговой недвижимости в Украине и других странах. Отчет Colliers International
Консалтинговая компания Colliers International выпустила отчет "Обзор рынка торговой недвижимости в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка". Публикуем основное.
Онлайн – волшебная палочка не для всех
Запрет ритейлу работать во время карантина вынуждает его активизировать свое присутствие в интернете.
Для некоторых компаний это неизвестное направление, которое тянет за собой дополнительные расходы: обслуживание, маркетинг, поставки и логистика. Некоторые бизнес-модели сложно перестроить под онлайн за такой короткий период. Например, ирландская fashion сеть Primark всегда делал акцент исключительно на продажу "в магазинах".
Также онлайн не работает для небольших и независимых ритейлеров из-за того, что о них мало кто знает и из-за увеличения операционных расходов.
Однако для многих операторов сегмента fashion & beauty онлайн стал временным каналом продаж благодаря социальным сетям и таким сервисам доставки как, например, UberEats и Glovo.
Вероятно, в долгосрочной перспективе увеличится доля онлайн-продаж продуктов питания.
В Нидерландах ресторан Loetje, где подают стейки, тестирует подачу в формате "drive-thru" (кафе для водителей). Такой подход оказался успешным, за пять часов с момента старта этой модели Loetje продал более 400 блюд.
Fashion & beauty выпускают маски и спецодежду
Некоторые ритейлеры “переобувают” производство для пошива масок, спецодежды. Например, Inditex и Kering (владеет брендом Balenciaga) объявили о том, что они будут производить маски и халаты. Конгломерат элитных брендов LVMH перешел от производства парфюмерии к производству антисептиков для рук.
Аренда
Несмотря на большие скидки со стороны арендодателей, вполне возможно, что вакантность на центральных улицах и в торговых центрах будет увеличиваться по мере того, как наиболее уязвимые ритейлеры начнут закрывать свои магазины.
Во Франции компания Unibail-Rodamco-Westfield, которая владеет большим объемом площадей в стране, настаивает, чтобы ритейлеры оплачивали аренду, правда, с отсрочкой.
В Прибалтике большинство арендодателей распределяют своих арендаторов по различным группам и принимают решение по каждой из них в индивидуальном порядке. Арендодатели разрывают договоры аренды с мелкими арендаторами, которые, по их мнению, не пройдут испытания. С якорными арендаторами ведутся переговоры об уменьшении арендной платы.
В некоторых странах правительство вводит запрет на плату аренды. В Польше правительство приняло решение, что с 13 марта до окончания карантина "временно прекращается" действие всех договоров аренды в торговых центрах на площади от 2 000 кв. м.
В Германии Adidas, H & M и Deichmann объявили, что не будут платить арендную плату никому из арендодателей в течение следующих трех месяцев. Продуктовые сети Lidl и Aldi продолжают развитие, стремясь воспользоваться ситуацией и активизацией потребительского спроса на продукты питания.
В Украине ритейлеры заняли выжидательную позицию. Они ведут переговоры с собственниками помещений о пересмотре условий стоимости аренды и выплат сниженных сумм операционных расходов и коммунальных платежей.
После отмены карантина с большой вероятностью арендные ставки будут снижены на протяжении еще полугода. Ряд крупных ритейлеров допускают, что при худшем сценарии и неготовности некоторых девелоперов пересмотреть условия аренды, до 30% магазинов могут не открыться после карантина.