Что нужно знать кредиторам обанкротившейся компании. На примере сети "Брусничка"

21.11.2019
3267

С начала года сеть “Брусничка”, которая входит в компанию System Capital Management (SCM) Рината Ахметова, самого богатого украинца по версии журнала “НВ”, начала активно закрывать магазины.

В конце лета в СМИ появились публикации, в которых спикеры, опираясь на слухи, заявляли, что “Брусничка” закрывается. Тогда в СКМ эту информацию опровергали, говоря, что сокращение точек связано с желанием повысить ликвидность сети.

В начале прошлой недели, 11 ноября, генеральный директор “Украинского ритейла” (управляет сетью) Евгений Хворостянко подтвердил информацию о закрытии сети. “Уход компании – это взвешенное бизнес-решение. Последствия потери ключевых активов на Донбассе оказались критическими для бизнеса и не оставили выбора менеджменту”, – пояснял он.

В начале октября “Украинский ритейл” обратился в суд с просьбой признать их банкротом. Суд открыл соответствующее производство. Долг компании – 1,08 млрд грн ($44,7 млн) – превышал ее балансовую стоимость. Издание “Новое время” указывало сумму в размере 288 млн грн ($11,91 млн).

Какая процедура банкротства предусмотрена и каковы шансы кредиторов вернуть свои деньги, рассказывают юристы.


Анна Власенко, юрист Avellum 

В случае, если компания не способна погасить задолженность перед кредиторами, она должна самостоятельно подать заявление о своем банкротстве в течение одного месяца с момента появления признаков неплатежеспособности. В противном случае менеджмент компании будет нести солидарную ответственность за неудовлетворение требований кредиторов.

Чтобы претендовать на возврат задолженности, кредитор должен обратиться в этот суд с заявлением с требованиями к должнику, подтвержденными документально. Заявить свои требования желательно в течение 30 дней с момента публикации информации об открытии производства на официальном сайте судебной власти Украины. В случае пропуска этого срока кредитор не сможет принимать активное участие в ходе процедуры банкротства должника.

Если суд признал должника банкротом, удовлетворение требований кредиторов будет происходить в процессе ликвидации должника. По результатам проведенной инвентаризации имущество должника продается на электронном аукционе. Выплаты из вырученных средств проводятся в порядке очередности. К примеру, в первую очередь, погашается невыплаченная зарплата сотрудникам должника, во вторую – уплачиваются страховые взносы на социальное страхование, в третью – погашаются неуплаченные налоги. Требования кредиторов погашаются в четвертую очередь.

При этом, требования каждой последующей очереди удовлетворяются по мере поступления на счет средств от продажи имущества банкрота после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если полученных средств недостаточно для полного удовлетворения всех требований одной очереди, требования удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащей каждому кредитору одной очереди.

Поставщикам. Если право собственности на товар по условиям договора поставки еще не перешло к должнику, такой товар не включается в ликвидационную массу. Если по договору отгрузка и оплата товаров должнику предусмотрена уже после открытия дела о банкротстве, назначенный судом арбитражный управляющий имеет право отказаться от такого договора, поскольку компания уже является неплатежеспособной и может только усугубить свое положения. Если в результате этого кредитор понес убытки (например, товары испортились), он может требовать их возмещения. Эти требования предъявляются в течение 30 дней после принятия решения об отказе от договора.

Андрей Тригуб, адвокат "Скляренко, Сидоренко и партнеры"

Очень важно своевременно отследить начало процедуры банкротства и заявить свои требования к должнику (суд принимает их в течение 30 дней с начала открытия производства – срок уже прошел – Ред.). В дальнейшем конечный результат будет зависеть от наличия активов у должника либо же желания собственника вывести компанию из "финансового пике".

Важно понимать, что после открытия дела о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, срок которых наступил. Во время его действия кредитор не может забрать свой неоплаченный товар обратно, если по условиям договора право собственности на него  уже перешло к должнику.

После этого в отношении компании будут проведены достаточно длительные процедуры. Лучшим вариантом для кредитора будет санация должника, то есть, один из вариантов компромисса (реструктуризация, оплата долгов третьими лицами и т.д.).

Худшим вариантом будет решение о ликвидации должника. В этом случае все требования кредиторов подлежат удовлетворению в строгом соответствии с очередностью. В случае с долгами за поставленный товар, кредитор, как правило, попадает только в четвертую очередь погашения долгов, что существенно снижает шансы получить реальное возмещение. Если случится именно так, то главным эффектом от участия в деле о банкротстве будет получение возможности списания такой задолженности как безнадежной.

Автор: Людмила Будина 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.