Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Хронология развития и банкротства сети “Брусничка”. Долг сети практически в 5 раз больше стоимости ее активов
Фото: rau.ua
За двенадцать лет у сети “Брусничка”, которая входит в СКМ Рината Ахметова, сменилось шесть генеральных директоров. Трое из них руководили компанией с 2016 года. С началом боевых действий в Восточном регионе страны, компания закрыла чуть больше трети магазинов, которые приносили, по ее данным, 80% прибыли “Бруснички”. В итоге в октябре этого года компания признала себя банкротом. Долговая нагрузка ритейлера составила $46,6 млн против $9,5 млн оценочной стоимости его активов. Рассказываем хронологию развития сети “Брусничка”, названные ею причины банкротства и что по этому поводу думают эксперты.
Сентябрь 2006 года. Группа СКМ Рината Ахметова решает диверсифицировать портфель собственных активов. Тогда была создана компания “Украинский ритейл” и выбрано названия для продуктовой сети – “Брусниця”.
Март 2007 года. Первый магазин открыт в Донецке. Генеральный директор сети – Алексей Гессен, который работал в международной консалтинговой компании McKinsey.
2009 год. “Украинский ритейл” купил локальную днепропетровскую сеть магазинов “Оливье” (4 магазина), а затем еще 4 точки, работавшие под брендом “Наш Край”.
Также “Брусниця” открывается в 22-х торговых помещениях Varus-Express.
Сделка и органическое развитие позволили ритейлеру увеличить сеть с 32 магазинов до 68, то есть, чуть больше чем в два раза.
2010 год. Генеральным директором сети назначен Николай Алексеев, который до этого занимал должность исполнительного директора.
За этот год сеть увеличилась на 10 магазинов – до 78, из которых 36 работало в Донецкой области. Оставшиеся – в Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Луганской областях.
В кризисные 2008-2009 года и в посткризисное время, как и многие сети, “Брусниця” заморозила развитие.
2011 год. Смена формата от дискаунтера к фрэш-маркету (в ассортименте в основном скоропортящиеся продукты). За счет нового формата компания рассчитывает увеличить выручку минимум на 50%.
Смена гендиректора. Им назначен Дмитрий Кулик, который пришел из топливного бизнеса СКМ.
По собственным данным, по итогам года товарооборот сети увеличился на 38%.
Количество торговых точек на 2011 год – 90, из которых в Донецкой области – 42, в Харьковской – 19, в Днепропетровской – 16, в Запорожской – 6, в Луганской – 6 и в Полтавской – 1.
2012 год. Гендиректор сети Дмитрий Кулик заявил, что у компании нет долговой нагрузки — развитие сети происходит за счет средств СКМ.
Выручка выросла на 46% по сравнению с предыдущим годом — до $159 млн. Активы компании сократились на 12% — до $97 млн. Чистый убыток вырос на 19% — до $19 млн. Компания в 2012 году сохранила отрицательный показатель EBITDA на уровне показателя 2011 года — $9 млн.
2013 год. Завершилось переформатирование сети. Объем продаж вырос на 20%.
В конце года головной офис “Украинского ритейла” переносится из Донецка в Днепр.
2015 год. В мае “Брусничка” объединяет, по собственным данным, 152 торговые точки, расположенных в шести областях Украины.
Сеть закрыла 53 объекта, расположенных на неподконтрольной украинским властям территории. По заявлениям ритейлера, эти магазины приносили компании 80% прибыли. Следовательно, на конец 2015 года сеть насчитывает 99 магазинов.
2016 год. СЕО сети “Брусничка” назначен экспат Валдас Пузерас. “Мы сможем добиться еще более впечатляющих результатов по темпу роста и прибыльности сети”, — комментировал свое назначение Пузерас. В итоге он проработал на этом посту 11 месяцев. После него был назначен и.о.
2017 год. Сеть насчитывает 100 магазинов.
2018 год. Смена руководителя “Украинского ритейла” — им назначен Сергей Беляев, ранее финдиректор сети. Тогда он заявлял, что компания показывала показывала положительную динамику в работе. В планах компании было открыть 12 магазинов за год.
2019 год. Последняя смена руководства: пост генерального директора занимает бывший топ-менеджер “Фуршет” Александр Янишевский. Одна из его задач состаяла в том, чтобы повысить стоимость бизнеса за счет количественного и качественного развития «Бруснички».
Банкротство:
Август 2019 года. С начала года сеть сократилась на 30% — до 52 магазинов, заявили в “Украинском ритейле”. В СМИ начали появляться сообщения, с ссылкой на слухи, о закрытии “Украинского ритейла”. Тогда в СКМ эту информацию опровергли.
Октябрь 2019 года. 10 октября суд открыл процедуру банкротства “Украинского ритейла” по заявлению самой компании. Из материалов дела стало известно, что кредиторская задолженность “Бруснички” достигает 1,098 млрд грн ($46,6 млн) из которых 652 млн грн — долг перед поставщиками, 186 млн грн — перед банкам. При том, что оценочная стоимость активов компании составляет всего около 223 млн грн ($9,5 млн).
Заявление “Украинского ритейла” о причинах закрытия
“Уход компании — это взвешенное бизнес-решение”, — отмечает директор компании “Украинский ритейл” Евгений Хворостянко.
До 2014 года магазины “Бруснички” были сосредоточены в Донецкой и Луганской областях. С момента начала проведения АТО сеть лишилась 53 магазинов, которые остались на неподконтрольной украинским властям территории. Они приносили 80% всей прибыли “Бруснички”.
Переезд в Днепр не помог развиться сети дальше из-за того, что все лучшие места были заняты конкурентами. Компания с 2014 года делала все возможное для сохранения и развития бизнеса, включая дополнительные инвестиции в поддержание ликвидности. Однако последствия потери ключевых активов на Донбассе оказались критическими для бизнеса и не оставили выбора менеджменту “Украинского ритейла”.
Мнение экспертов
Алексей Ращупкин, партнер в Atlas Advisor
Данный бизнес для Группы СКМ никогда не был основным. На мой взгляд, сеть развивалась не очень интенсивно и основной фокус был — восток Украины. Вследствие потери восточного региона у сети упали продажи. Холдинг и акционеры не были готовы вкладывать средства в таких обстоятельствах.
Иван Захарко, руководитель практики банкротства ЮФ «Хоменко, Пита и Партнеры»
С начала дела о банкротстве прошло уже чуть больше двух месяцев, но мы видим уже более 200 судебных решений по делу. Большинство из них — определения о принятии к рассмотрению требований кредиторов.
Но есть и определение о снятии ареста с денежных средств должника.
Подано уже и две апелляционные жалобы: на определение об открытии дела в части назначения распорядителя имуществом, и на определение о снятии ареста с денежных средств должника. Таким образом, можем отметить высокую процессуальную активность сторон на начальном этапе, что, в общем, является обычным явлением в делах о банкротстве системного бизнеса с широким территориальным покрытием.
Например, в деле о банкротстве сети супермаркетов «О’кей Украина» было заявлено более 300 кредиторов с разным размером задолженности у каждого. Реестр рассматривался более двух лет. В итоге был сформирован комитет кредиторов, который консолидировал всю прокредиторскую позицию, и дело стало развиваться быстрее.
Денис Поддубский, сооснователь «Службы развития ритейла», экс-директор по развитию сети "Брусничка" (2014-2015 года)
Что касается озвученных ранее аргументов менеджмента компании про "потерю ключевых для бизнеса регионов" и того, что "все лучшие места были заняты конкурентами" — считаю, что они не являются определяющими. Сеть была убыточной и до закрытия магазинов в ОРДЛО, а украинский рынок сегодня все еще не достиг уровня насыщения.
Среди основных причин закрытия — постоянная смена ключевых сотрудников и целых команд и далекая от идеальной бизнес-модель (сложные бюрократические процедуры и не решаемые на протяжении многих лет системные проблемы).
Но все же базовая проблема, на мой взгляд, заключалась в том, что компания "Украинский ритейл" так и осталась для группы СКМ непрофильным активом. Из года в год субсидировалась ими так и не став полноценной сетью.
Автор: Людмила Будина