Аутсорсинг логистики для ритейла: “за” и “против”

16.07.2019
3664
Партнер проекта

В последние годы  крупные ритейлеры, такие как Rozetka, Kasta, Comfy развивают собственную логистику. Каким компаниям нужна собственная логистика, а каким – выгоднее отдать на аутсорсинг, в своей колонке рассуждает директор Denka Logistics Кира Назарькова


 

Нужно ли компании инвестировать в свою логистику или отдавать на аутсорсинг? На это вопрос не может быть однозначного ответа. Все зависит от задач, которые стоят перед компанией. Имеет смысл развивать свою логистику в нескольких случаях.

Небольшим компаниям, у которых склад занимает площадь до 500 кв.м выгодно развивать свою логистику. Для поддержания такого объема работы не требуется больших ресурсов. Управлением может заниматься один человек. Такой склад можно отдать на аутсорсиг, но скорее всего цена будет более высокой по сравнению с собственным складом.

Своя логистика нужна компаниям со складом от 10 000 кв.м и у которых есть разнофункциональные задачи: дистрибуция, розница, интернет-заказы. Это связано с текущим состоянием рынка логистических операторов. Практически невозможно найти компанию, которая смогла бы взять в работу такой объем. По данным компании Cushman & Wakefield в Украине в конце 2018 года вакантность на рынке складской недвижимости достигла рекордно низкого за последние пять лет показателя на уровне менее 3%. Для омниканальных ритейлеров, особенно на высококонкурентном рынке, логистика — ключевая функция. Такие товары, как техника и электроника, есть в ассортименте многих магазинов.

Ситуация на рынке такова: кто первый доставил товар и обеспечил  высокий уровень сервиса, тот и получил деньги за товар.

Поэтому вполне логично для компаний с большим оборотом контролировать ключевой сервисный процесс в своем бизнесе. Все руководители хотят контролировать тот процесс, который прямо влияет на финансовый результат.

Если же компании нужен склад от 500 до 10 000 кв.м., тогда имеет смысл работать с логистическим оператором на аутсорсинге. На это есть ряд причин. Работая с аутсорсингом, вы убираете ряд проблем, которые возникают при создании собственной логистики. Для собственного склада нужны квалифицированные менеджеры, также необходимо нести расходы на аренду склада. Ситуация на рынке труда Украины сейчас критическая, а в категории складских работников — катастрофическая. Это как раз та категория людей, которые склонны уезжать на заработки в Европу.

Работая с логистическими операторами, компания не несет расходы за потери. Как правило, контракты составляются таким образом, что все потери или порчу товара возмещает логистический оператор. Этот кусок затрат компания должна учитывать при подсчете стоимости собственной логистики. В контракте также прописываются сроки и качество доставок, а также штрафные санкции за невыполнение сроков. В случае собственной логистики, все, что вы можете сделать, если сроки не выполняются, это только пожурить своих менеджеров. Если вы захотите улучшить или модернизировать какой-то процесс, например, сделать новый вид упаковки для заказов интернет-магазина, вам необходимо инвестировать в новое оборудование, которое через какое-то время может не понадобится. В случае с логистическим оператором, вы ставите ему задачу и эти затраты несет он. Логистический оператор заинтересован сохранить клиента в вашем лице и поэтому пойдет навстречу. В любом случае, арендовать всегда дешевле, чем покупать. Если вы сотрудничаете с логистическим оператором у вас не болит голова что делать, если люди уволились или не вышли на работу или перестал печатать принтер. Эти все проблемы будут у логистического оператора. Поскольку это его основной бизнес, он заинтересован эти проблемы решать. У любого логистического оператора  больше опыта, чем у торговой компании, для которой логистика - непрофильная функция. Задача торговой компании — закупать правильный товар, мониторить цены, набирать продавцов и заниматься маркетингом. 

Цена вопроса

За 10 лет рынок ритейла и логистики сильно изменился. Нельзя сказать, что аутсорсинг логистики всегда был дешевле. В разные периоды времени цены колебались. Сегодня цены на услуги 3PL-операторов вернулись на уровень до 2013 года. Сегодняшние цены я бы назвала адекватным, они не демпинговые и позволяют логистическим операторам зарабатывать прибыль на свое развитие. Стоимость аутсорсинга будет варьироваться в зависимости от вида товара, от количества услуг: требуется больше хранения или товарной обработки. 

Какие затраты нужно учесть при расчете стоимости развития собственной логистики? Аренда складского помещения, зарплаты кладовщиков и отдела логистики, товарные потери, стоимость доставки от поставщика до склада, охрана склада, затраты на внедрение ИТ-системы. Внедрение ИТ-системы управления складом – это достаточно долгий и затратный процесс. Все логистические операторы работают на современных WMS-системах, например, внедрение нашей стоило $1 млн. 

Скорость доставки

На скорость доставки напрямую влияет правильно настроенный бизнес-процесс товаропотока на складе: размещение товара, топология склада, достаточное количество работников и погрузочной техники. Это влияет на скорость отбора товара по заказу клиента. Минусом логистического оператора можно считать большое количество клиентов. В пиковые нагрузки ему придется обслуживать одновременно несколько компаний. Но здесь работают штрафные санкции за невыполнение оговоренных в договоре сроков

Партнеры, а не конкуренты

Начиная работу с логистическим оператором, для обеспечения высокой скорости доставки, торговой компании также нужно быть готовой изменить часть своих процессов.  Например, если ваш товар приходит на склад без штрих-кодов, то логистический оператор не сможет обеспечить быстрый прием такого товара. На скорость готового к отправке товара, конечно, влияет работа транспортной компании. Как правило, у логистического оператора есть свой автомобильный парк либо контракты с транспортными компаниями. Поскольку оператора есть много товаров, у него лучшие условия по ценам с транспортными компаниями. Он может быстрее заполнить машину, и цена доставки у него  будет ниже, чем для отдельной торговой компании. Сегодня уже нормой считается доставка до областных и районных центров по Украине в течение 24 часов. Заказы, полученный сегодня до 14:00, должны быть доставлены завтра по Украине. Если оператор говорит о больших сроках, то это уже повод задуматься о его эффективности. 

Развитие любой отрасли происходит по запросу  клиента. Еще несколько лет назад не было такого понятия, как фулфилмент, но потом интернет-торговля начала расти. Логистические операторы отреагировали на этот запрос и начали предоставлять такую услугу. Компании с собственной логистикой и логистические операторы – на конкуренты друг другу, а партнеры, которые могут вместе развивать отрасль.


 

Кира Назарькова – спикер ежегодного OmniForum, который пройдет 24 сентября 2019 года. Приглашаем ознакомиться с программой и посетить выставку и форум для того, чтобы быть в курсе последних трендов рынка ритейла

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.