Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
ЕБА заявила о незаконном распространении коммерческих данных ритейлеров. Как розничные сети могут защитить свои права?
Фото: focus.ua
На прошлой неделе Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) заявила, что некоторые компании, занимающиеся маркетинговыми исследованиями неправомерно распространяют данные розничных сетей. В частности, речь идет о сборе, обработке и распространении коммерчески чувствительной информации, которая носит конфиденциальный характер. Эти недобросовестные компании, по данным ЕБА, получают коммерческую выгоду от использования данных. Одной из таких компаний является "МРЦ-Бренд", относительно которой Антимонопольный комитет уже возбудил дело по обращению "Сильпо-Фуд" и украинского подразделения Metro C&C. Retailers обратился к адвокатам и юристам, которые рассказали насколько действенные такие шаги ритейлеров и что еще можно сделать, чтобы запретить использовать свои внутренние данные.
Дмитрий Муха, адвокат Inpraxi law
В этой ситуации важно понять, какую информацию распространяли маркетинговые компании о которых говорит ЕБА. В заявлении ассоциации говорится о «комерчески чувствительной информации, которая носит конфиденциальный характер». То есть нет понимания, речь идет о коммерческой тайне или о конфиденциальной информации.
В случае, если распространяется коммерческая тайна, нужно обращаться в Антимонопольный комитет что, по итогу, сделали члены ассоциации. Речь идет о недобросовестной конкуренции, когда незаконно идет сбор, разглашение и распространение закрытой информации других компаний. Правда, стоит отметить, доказать этот факт будет достаточно проблематично. Расследование идет долго, но в случае выигрыша дела нарушитель заплатит штраф в размере до 5% дохода полученный в определенный период.
Если распространяется конфиденциальная информация, нужно обращаться в суд и требовать возмещения нанесенного ущерба. На это тоже потребуется время. В целом же, распространение информации достаточно обширная практика в Украине. Цифры может назвать АМКУ.
Владислав Грищенко, советник Ario Law Firm
Обращение в АМКУ, действительно, может быть эффективным инструментом. Но гораздо более оперативным и действенным может быть обращение в Национальную полицию о совершении уголовного преступления, предусмотренного статьей 231 Уголовного кодекса - «Незаконный сбор с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну». Это поможет установить все «утечки»... Это поможет установить все «утечки» коммерческой тайны - кто, что, когда, у кого, кому и как передавал. Если факт подтвердится и вина соответствующих лиц будет доказана, им грозит штраф от трех тысяч до восьми тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (17 грн; 51 000 - 136 000 грн - Ред.).
После внесения сведений в Единый реестр досудебного расследования и приобретения статуса потерпевшего, можно обратиться к следственному судье с ходатайством о временном доступе к электронным адресам и серверам с целью установить наличие информации, о которой говорилось в заявлении о преступлении. Эти же действия могут быть проведены во время обыска - следователи скопируют или изымут всю информацию. Если данные или следы этих данных будут найдены - эксперты без труда установят даты создания писем или файлов, авторов и другие параметры, которые смогут идентифицировать «точку утечки».
Также стоит ходатайствовать о временном доступ к данным операторов сотовой связи, что может установить факт общения сотрудников компании (из которой произошла «утечка данных») с посторонними лицами, которые могут быть причастны к совершению преступления.
Поэтому, не исключено, что источником данных с коммерческой тайной для третьих лиц стали сотрудники компании, имевшие доступ к данными согласно штатному расписанию, или случайно получили доступ к таким данным. В таком случае их действия подпадают под ст. 232 Уголовного кодекса «Разглашение коммерческой или банковской тайны», и наказываются штрафом от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (17 000 - 51 000 грн - Ред.).
Автор: Юлия Белинская, Вероника Гаврилюк