Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Самые важные события 2018 года в ритейле и на смежных рынках. Рассуждает издатель Retailers Юлия Белинская
Издатель Retailers.ua Юлия Белинская вспоминает, каким был 2018-й год для бизнеса розничной и интернет-торговли, логистики и коммерческой недвижимости.
Мировые ритейл-бренды выходят в Украину
В 2018 году состоялось долгожданное открытие магазинов H&M на украинском рынке. Руководители одежного ритейлера признали, что стоило выйти в Украину раньше.
IKEA и Decathlon анонсировали открытие своих магазинов в 2019 году. Как минимум? это говорит о том, что у нас есть рынок и покупательский спрос на товары массового сегмента. Но пока украинцы ждали любимые бренды, мир бизнеса, и в особенности – ритейла, сильно изменился. В середине 2000-х, когда IKEA впервые рассматривала выход на рынок Украины, речь шла о строительстве шоппинг-мола на 170 000 квадратных метров и об инвестициях свыше $1,5 млрд. В 2019 году компания откроет “городской формат” площадью 6000 кв.м.
Инвестиции в большие торговые площади в условиях растущих объемов электронной коммерции становятся более рискованными, особенно если добавить к этому риск такой страны как Украина. H&M также переживает непростые времена продажи, прибыль компании падает второй года подряд, компания открывает магазины на развивающихся рынках, но также массово закрывает их на развитых. Для украинских компаний выход сильных конкурентов – это вызов, результатом которого будет развитие одних компаний и упадок других.
Переосмысление роли торговых центров
Рынок торговой недвижимости Украины ожидает волна реконцепций. Открытые более 10 лет назад торговые центры стремительно теряют актуальность. С учетом ускорения ритма жизни, изменения потребительских предпочтений, особенно среди более молодого поколения, шоппинг-моллы будут вынуждены меняться, если хотят сохранить свою прибыльность.
Владение и управление торговым центром отныне нельзя считать стабильным источником гарантированного дохода. Мы видели на примере киевского рынка, что самая лучшая локация в центре не гарантирует успеха. Как и не гарантирует успеха открытие огромного объекта на окраине с тысячами квадратных метров развлечений и с пулом почти всех присутствующих на рынке арендаторов. Мы наблюдали изменения в концепции и тенат-миксе в некоторых киевских центрах, в последующие годы эта тенденция сохранится. И ритейлу также придется искать себя заново для открытия в новых форматах. Эта сфера быстро меняется, поэтому никто не может гарантировать, что изменения приведут к росту доходов и прибыли. Но желание оставить все как есть может сыграть злую шутку с собственниками торговых объектов и ритейлерами.
Кадровый кризис
Украина теряет людей. Точной статистики о числе уехавших граждан нет. В прессе фигурируют цифры от 1 до 2 млн выехавших в поисках лучшей жизни сограждан. Эмигранты присылают деньги – по данным НБУ за первое полугодие трудовые мигранты перевели в Украину $4,5 млрд. Эти деньги стимулируют потребительский рынок.
Сильная миграция уже вызвала серьезнейший кадровый голод, с которым ранее не доводилось сталкиваться украинским компаниям. Ритейл, как и другие бизнесы, работающие на потребительских рынках, конкурируют не только за клиентов, за торговые площади, но и за сотрудников самых простых профессий. Бизнесу неминуемо придется увеличивать зарплаты, улучшать условия труда, повышать эффективность за счет автоматизации ряда процессов.
Усиление конкуренции на рынке “последней мили”
2018 год точно запомнится новым витком конкуренции на рынке доставки в сегменте “последней мили”. Fozzy Group стали инвестором почтово-логистического оператора JustIn, который будет открываться в супермаркетах группы. Практически все существующие игроки заявляют о развитии автоматизированных отделений – почтоматов. В 2018 году испанский стартап Glovo вышел в Украину, чем подстегнул UberEats, который тоже пробует силы на нашем рынке. Появление таких игроков способствует развитию смежных рынков. Например, в свое время развитие “Новой почты” стимулировало рынок электронной коммерции. Появление и конкуренция Glovo и UberEats также будут способствовать росту ресторанного рынка и интернет-торговли.
Онлайн пожирает офлайн
В 2018 году объем рынка розничной торговли, по данным Госкомстата, вырос примерно на 6% и составит по итогам года около 905 млрд грн. Куда более интересными выглядят цифры рынка электронной торговли – по данным EVO, его объем составил 65 млрд грн и вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом. Электронная коммерция уже занимает 7% всего рынка розничной торговли и в ближайшие годы динамика сохранится. Отмахиваться от этого факта и считать рынок незначительным могут только недальновидные руководители. Онлайн-игрокам уже давно тесно только в онлайне, поэтому они начинают движение в офлайн. Rozetka открыла офлайн-магазин на Крещатике. Modnakasta открыла 30 собственных точек выдачи только в Киеве. Традиционные ритейлеры уже не могут чувствовать себя спокойно, когда интернет-игроки открываются на соседних улицах.
Рынок ритейла уже никогда не будет прежним, и мы будем наблюдать его бурную и болезненную трансформацию. Будет интересно, и нам всегда будет, о чем написать.