Ресторанный эксперт Ольга Насонова: Ужасы и прелести франчайзинга

03.10.2018
3533

Фото: из личного архива Ольги Насоновой

Франчайзинг призван облегчить жизнь тем, кто его покупает. Готовое бизнес-решение, все оборудование, рецептуры, работа с персоналом, дизайн стандартизированы. За это нужно заплатить взнос при покупке франшизы и ежемесячно отчислять роялти. И все, больше думать не нужно, все уже придумано. Что же происходит на самом деле? В своей колонке об этом рассказывает ресторанный эксперт Ольга Насонова.


Не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Проследить за выполнением франшизы – достаточно проблематично, особенно если заведение территориально находится не близко к головному офису держателя франшизы. В то же время, порой сам франчайзер не учитывает особенности локальных рынков, за что впоследствии может поплатится. В любом случае, страдают обе стороны. Вот самые распространенные случаи, которые следует учесть при развитии своей сети с помощью бизнес-партнера.

Франчайзеры недовольны своими франчайзи

Бывает, и не редко, когда тот, кто купил франшизу, не соблюдает стандарты сервиса и приготовления. Причины могут быть разные: трудности с персоналом, который нужно постоянно учить и контролировать, перебои с поставками. Бывает так, что сами стандарты разработано нечетко, не "разжеваны" досконально, и это дает повод персоналу понимать все по-своему.

Держателю франшизы также трудно проследить реальные доходы франчайзера. Бывают случаи, когда франчайзи оказываются недобросовестными и указывают не тот доход, который есть на самом деле. И отчисления по роялти оказываются ниже, чем могли бы быть. А поскольку большая часть ресторанного рынка страны находится в тени, выяснить реальную сумму дохода для начисления роялти для франчайзера бывает проблематично. Если это происходит, причина расторжения договора обычно не афишируется, но это самый веский повод.

Порой франчайзи начинают самостоятельно менять что-то в интерьере, в меню, в рекламной информации. Например, перекрашивают стены в другой цвет или добавляют блюда, которых нет в исходном меню. 

Все эти случаи или даже один из них может быть поводом для расторжения договора франшизы. А это – всегда скандал и неприятности. Бывают случаи, когда франчайзи делает похожее заведение под другим брендом, но с такими же наработками. Защититься от такого воровства сложно, но можно. Хотя случаев, когда бывшие франчайзи успешно продолжали похожий на франчайзинговый бизнес, все же есть. Но даже если франчайзи – не вор, франчайзеру обидно просто потерять партнера и часть дохода. Поэтому обычно предпочитают решить проблему мирно и без крайних мер, но активно ругаясь.

Франчайзи недовольны франчайзерами

Когда условия франшизы слишком жесткие и нельзя вносить изменения, которые нужны были бы в определенном городе или регионе. Вот это бывает очень часто. При покупке франшизы бывает сложно определить, какие блюда и напитки будут пользоваться спросом, а какие – нет. Всегда могут быть какие-то местные особенности: вот это берут, а на это плюют. Но все это выясняется потом. И тогда несчастный франчайзи не может, например, добавить блюдо или напиток, который очень просят посетители, и убрать то, что не продается. Жесткость франшизы помогает узнаваемости бренда, но иногда мешает конкретному заведению заработать деньги.

Когда франчайзер заставляет покупать продукцию, оборудование и т.п. по завышенным ценам. Это тоже сложно понять франчайзи при покупке франшизы, ведь мониторинг цен обычно происходит позже. В итоге опять узнаваемость бренда есть, а деньги заработать сложно.

Несмотря на все эти недовольства, франчазинг растет и развивается, но только в том случае, если это действительно настоящее партнерство, в котором оба партнера нуждаются друг в друге. Франчайзеру выгодно зарабатывать на продаже франшизы и роялти, а франчайзи выгодно иметь понятную бизнес-модель, которая позволяет гарантировано заработать деньги.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.