В каких случаях ритейлеру нужен свой распределительный центр. Колонка Федора Арбузова

21.08.2015
3968

trademaster.ua

Необходимость создания собственного распределительного центра (РЦ) зависит от внутренней и операционной логистики продуктового ритейлера

На нашем рынке не у каждого продуктового ритейлера есть собственные РЦ в управлении. Например, у сети «Караван» нет РЦ в собственном управлении, а работа ведется по аутсорсингу с логистическим провайдером. Другие ритейлеры, чтобы не отдавать этот бизнес на аутсорсинг и контролировать все процессы цепочки, развивают логистику через собственных провайдеров. Некоторые сети, к примеру, «Фуршет» и NOVUS, создали внутреннего логистического оператора, который оказывает для сети соответствующие услуги.

Если торговая сеть представлена небольшим количеством магазинов, находящихся на большом расстоянии друг от друга, и при этом есть необходимость в использовании разного вида транспорта, то в таком случае разумно отдать логистику на аутсорсинг внешнему провайдеру. Логист за счет синергии может задействовать одних и тех же людей, объект и технику для ряда клиентов, что в разы удешевляет процесс в сравнении с ведением собственной логистики. Логистические операторы зарабатывают не на хранении, а на так называемом хендлинге, ручной комплектации паллеты товаром для магазинов. Чем крупнее становится сеть, тем сильнее растут затраты на логистику, и появляется смысл задуматься над организацией собственного РЦ. Но здесь возникает вопрос глобального финансирования, сроки окупаемости которого, к сожалению, не являются кратчайшими.

Открывая РЦ, необходимо арендовать (купить) склад, что влечет за собой постоянные фиксированные затраты на аренду, которые могут повышаться из года в год. Арендная ставка на качественные слады класса «А» сейчас составляет около $3–4 кв. м / месяц (без учета ОРЕХ и НДС). К сожалению, в Украине нет официальной классификации складских помещений, и на практике принято называть классом «А» помещения с рабочей высотой 12 м, наливными полами, отоплением, спринклерной системой пожаротушения и доками (на высоте 1,2 м — 1 док / 1 000 кв. м склада), а также удобным шагом колон (12 х 24 м).

Сегодня становится выгоднее не строить, а арендовать склад, учитывая адекватную стоимость аренды, которая еще несколько лет назад была в 2,5 раза выше. Текущая вакантность (12,1%) в сегменте позволяет выбрать помещение, соответствующее требованиям компании. Также на рынке появляются интересные объекты, которые предлагаются на продажу по стоимости гораздо ниже себестоимости строительства. Это помещения класса «А» и «В» по цене $300–500 кв. м (без учета налогов и затрат по сделке), площадь таких объектов составляет от 10 000 до 50 000 кв. м. 

На втором этапе необходимо оборудовать склад стеллажной системой, приобрести складскую технику (роклы, погрузчики, ричтраки, средняя цена последних может достигать EUR 50 000). К примеру, на складское помещение площадью 10 000–15 000 кв. м при уровне активности, как у крупной FMCG ритейл-сети, может потребоваться минимум 15 рокл, 10 погрузчиков и 5 ричтраков. Необходимо нанять квалифицированный персонал, провести обучение, разработать и внедрить индивидуальную WMS-систему и т. д.

Сложив вместе все потенциальные затраты, можно сделать вывод, что окупаемость не будет быстрой, и в некоторых ситуациях переход РЦ на собственную логистику не является очень выгодным.

Рассмотрим решения, которые торговые сети применяют на практике. Так, компания «Ашан» совсем недавно открыла РЦ для «холодной» логистики, задействовав логистического оператора FM Logistic, а по обслуживанию РЦ «сухой» логистики «Ашан» сотрудничает с компанией Kuehne+Nagel. Среди крупных продуктовых ритейлеров склады «холодной» логистики есть у «ЭКО-маркет», «Фоззи Групп», «АТБ-маркет», «Велика Кишеня» и «Ашан». Только в Киевском регионе у сетей задействованы следующие площади: у «Фоззи Групп» — 100 000 кв. м для «сухой» логистики, 21 000 кв. м для «холодной» логистики с t = 0... +8 °C, около  8 000 кв. м для «холодной» логистики с t = –18 °C. Сеть «АТБ» использует 15 000 кв. м для «сухой» логистики и 4 000 кв. м для «холодной» логистики, «Фуршет» — 18 000 кв. м для «сухой» логистики. У сети «Караван» на аутсорсинге находится около 10 000 кв. м «сухой» логистики. «Велика Кишеня» управляет собственным складом площадью 20 000 кв. м со встроенным холодильником, площадь которого составляет 3 000 кв. м. У сети «Ашан» в распоряжении имеется 25 000 кв. м для «сухой» логистики, 2 000 кв. м для «холодной» логистики (t 0... +8 °C).

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что каждая компания должна принимать взвешенные и обоснованные решения, исходя из своих долгосрочных расчетов и видения бизнес-процессов.

Автор: Федор Арбузов, директор департамента промышленной и логистической недвижимости

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.