Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Объем предложения торговых площадей в Киеве в 5 раз превысил показатель 2015 года
Рынок торговой недвижимости медленно, но уверенно выходит из «cпячки». После открытия двух крупных и знаковых ТРЦ — ЦУМа и Lavina Mall — объем предложения в пять раз превысил показатель 2015 года. Об этом пишет Delo.ua
Отбросив все «если», можно с уверенностью сказать, что рынку торговой недвижимости столицы есть куда развиваться, ведь доля современных центров с профессиональными концепциями в столице пока не превышает 20% всего объема сегмента.
По данным Марты Костюк, директора департамента аналитики и консалтинга по вопросам девелопмента DTZ, по состоянию на ноябрь 2016 года общий объем современных торговых помещений в Киеве достиг приблизительно 1,58 млн кв. м, а совокупная арендная площадь торгово-развлекательных и торговых центров составила около 1,12 млн кв. м.
Если же говорить о пяти крупнейших областных центрах Украины (Киев, Харьков, Днепр, Одесса и Львов), то общий объем современных торговых помещений в них составляет около 3,3 млн кв. м. При этом наиболее насыщенными из расчета на 1 000 жителей являются рынки торговой недвижимости в Киеве (553 кв. м GLA на 1 тыс. жителей), Одессе (486 кв. м/1 000 жителей) и Львове (485 кв. м/1 000 жителей), а наименее — в Харькове (325 кв. м/1 тыс. жителей).
По данным DTZ, по состоянию на ноябрь 2016 года в Киеве в активной фазе планирования или строительства находятся новые ТЦ и ТРЦ кумулятивной арендной площадью приблизительно 955 000 кв. м. «Если эти объекты будут открыты в соответствии со сроками, заявленными их девелоперами, то к концу 2019 года текущий объем современных торговых помещений в украинской столице увеличится на 58%. Уже до конца 2016 года, то есть после открытия ТЦ «ЦУМ» и ТРЦ Lavina Mall (общая арендная площадь которых составляет 150 000 кв. м), он составил более 1,7 млн кв. м», — сообщила Марта Костюк.
Сдачей указанных площадей в аренду занимаются крупнейшие консалтинговые компании — DTZ, JLL, CBRE, Colliers International (Украина), UTG, а также сами девелоперы.
На конец июня 2016 года общий объем современных торговых помещений в Киеве достиг приблизительно 1,58 млн кв. м, а совокупная арендная площадь торгово-развлекательных и торговых центров составила около 1,12 млн кв. м
Что касается арендных ставок, то по словам Виктора Оборского, руководителя департамента стратегического консалтинга UTG, с конца 2015 года отмечается стабилизация, и в некоторых центрах можно уже сейчас наблюдать небольшой рост арендных ставок. «Средняя ставка в торговых центрах Киева стабилизировалась на уровне $30 за 1 кв. м. Мы предполагаем их незначительный рост в конце 2016 — начале 2017 года», — прогнозирует эксперт и добавляет, что процент от товарооборота является перспективным компонентом взаимоотношений арендаторов и арендодателей, который наилучшим образом может быть реализован по мере наступления зрелости и цивилизованности рынка. «В более долгосрочном периоде динамика арендных ставок в торговом сегменте будет зависеть от реальных сроков открытия и качества тех крупных ТРЦ, которые заявлены к сдаче в эксплуатацию в Украине в период до 2019 года, а также от общей экономической ситуации в стране», — добавляют в DTZ.
Если же говорить о спросе на торговые квадраты, то здесь о «буме» говорить не приходится. В то же время многие украинские и международные fashion-операторы, а также сети продовольственных супермаркетов и магазинов косметики и бытовой химии расширяли свое присутствие на украинском рынке, пользуясь своими преимуществами в условиях низкой активности на рынке. В целом в настоящее время в Украине представлено около 400 модных брендов, в большинстве случаев работающих на условиях франшизы.
Говоря о перспективе, по состоянию на сентябрь 2016 года девелоперами заявлено открытие в 2017 году ТРЦ Blockbuster Mall (пр. Бандеры), первой очереди ТРЦ компании «Иммошан Украина» (ул. Здолбуновская), а также ТЦ Smart Plaza (пр. Победы).
Комментируя показатель вакантности, Виктор Оборский отмечает, что с конца 2015 — начала 2016 года наблюдается ее снижение с 7,5% до 6%, что связано с активным взаимодействием арендодателей и арендаторов: первые пошли на уступки и смягчили условия аренды, тем самым привлекли арендаторов в торговые центры. Например, в 2013 году среднерыночная вакантность была на уровне 2%.