Сколько торговых центров нужно Львову?

16.11.2016
3970

multi.eu

С 2008 по 2015 год во Львове функционировал один профессиональный торговый центр KingCross. Но буквально за год в городе ввели в эксплуатацию два крупнейших торговых центра: Forum Lviv и Victoria Gardens. Почему город стал привлекательным для девелоперов и готовы ли ритейлеры открывать свои магазины?

По словам директора департамента аналитики и консалтинга по вопросам девелопмента компании DTZ Украина Марты Костюк,Львов с населением около 760 000 является важным городом с точки зрения экономической, культурной, образовательной и транспортной роли в стране. Это самый большой город Западной Украины, а его историческая атмосфера и особенная архитектура привлекают туристов из всей Украины и зарубежья. Относительно недавно Львов стал важным центром для украинской ІТ-отрасли, а также привлекательной локацией для размещения аутсорсинговых компаний. Достаточно диверсифицированная экономическая база Львова формирует его потребительский потенциал и обеспечивает привлекательность города с точки зрения развития ритейла и рынка торговой недвижимости.

Как отмечают в DTZ, Львов входит в разряд крупнейших городов Украины наряду с Киевом, Одессой, Днепром и Харьковом, которые сегодня привлекают интерес торговых сетей, девелоперов и инвесторов. 

Основываясь на официальных показателях численности населения в каждом из анализируемых областных центров, наиболее насыщенным из расчета на 1 000 жителей является рынок торговой недвижимости в Киеве, Одессе и Львове, а наименее — в Харькове (график 1). По состоянию на ноябрь 2016 года, объем рынка торговой недвижимости во Львове составляет 485 кв. м на 1 000 жителей.

 

«С началом боевых действий на востоке Украины ритейлеры, девелоперы и инвесторы в сегменте торговой недвижимости демонстрируют повышенный интерес к западным регионам страны, особенно ко Львову, который ранее не пользовался высоким спросом среди большинства торговых сетей в Украине. После открытия ТРЦ Forum Lviv в 2015 году в городе появились многие качественные торговые сети и операторы зон развлечений, которые ранее здесь не были представлены», — рассказывает Марта Костюк.

О том, что активное развитие ритейла началось в 2015 году, говорят и профессиональные игроки рынка. Если первая «Люксоптика» открылась в 2010 году, то активная экспансия оптик на львовском рынке началась в 2015-м, когда была открыта одна оптика в центре на стрит-ритейле и оптика в ТЦ «Форум». В 2016 году сеть открыла еще две оптики в торговых центрах King Cross и Victoria Gardens.  

В 2015 году COMFY открыла второй магазин в городе, в ТРЦ Forum. До этого с 2013 года работал магазин в ТРЦ «ВАМ». Компания довольна работой своих магазинов во Львове. Как отмечают в COMFY, особенно результативным было второе открытие — в Forum. В компании отмечают, что покупательная способность соответствует ожиданиям и показывает стабильный рост, трафик в магазинах увеличивается.

Не так давно, в мае 2016 года, свой первый магазин во Львове в ТРЦ King Cross Leopolis открыла сеть Butlers. Но, по словам Дмитрия Ермоленко, совладельца Zeebra (управляет сетью товаров для дома Butlers), пока магазин торгует меньше, чем ожидалось.

«Магазины торгуют ощутимо меньше, чем киевские, даже если сравнивать не только с торговыми точками в крупнейших ТРЦ, но и в небольших центрах. Какова причина — то ли это специфика города, то ли новый бренд, — пока вопрос открытый: время покажет. Но в целом по плотности продаж на квадратный метр Львов замыкает пятерку Киев, Днепр, Харьков, Одесса», — рассказывает Ермоленко. 

Сеть «Марафон» представлена в King Cross и Forum Lviv. Как отмечает коммерческий директор сети «Марафон» Петр Кравецоткрытие Forum Lviv сильно повлияло на показатели магазина в King Cross: рост остановился. «И в этом году только наступление ранней зимы помогло нам сохранить показатели продаж. А при одинаковых погодных условиях с прошлым годом, когда была поздняя зима, мы ощутили бы падение продаж», — говорит Кравец.
 
Львовский потребитель

По словам Марты Костюк, львовяне — особенно те из них, которые предпочитают совершать покупки в профессиональных торговых центрах, а не на рынке «Пивденный», — достаточно требовательная категория покупателей, у которых есть разные варианты для совершения покупок, особенно в сегменте фешен, в том числе в Польше.

«Поэтому главным залогом успеха ритейлеров на местном рынке является возможность предложить комфортные условия для шопинга, а также оптимальное соотношение цены и качества, другими словами, цена на товар у официального дистрибьютора и ассортимент товаров должны быть такими, чтобы покупателям не было смысла ехать за ним в Польшу», — отмечает Марта. 

Как говорит директор сети «Люксоптика» Светлана Порох, в последнее время население во Львове меняется за счет людей, которые переселились из восточных регионов. Однако и сейчас, как и раньше, львовян отличает высокая требовательность к товару и сервису. Возможно, сказывается близость к Европе: многие учатся или очень часто выезжают в Польшу, Чехию, Австрию, и благодаря этому имеют возможность сравнивать разные уровни обслуживания.

Львовский потребитель более требовательный, говорит Ермоленко. По его словам, прослойка состоятельных людей не очень большая, и люди тратят средства экономно.

«Среди львовян гораздо более сильная реакция на скидки, что говорит о том, что клиент более чувствительный к цене. И по ассортименту продается очень много базового, хорошего товара с наиболее низкой ценой. А продажи более дорогих линий заметно уступают. Большей частью продаются базовые линии — на этом и держимся», — рассказывает Дмитрий Ермоленко.

Нужны ли городу новые ТРЦ

С приходом в город крупных торговых центров изменились и потребительские привычки жителей города. И такая картина, говорит Светлана Порох, наблюдается не только во Львове.

«Мы видели такое изменение потребительских привычек в Тернополе, Хмельницком, Луцке и многих других городах. Современному ритейлу для реализации своей идеи нужен профессиональный девелопмент. Сегодня его могут дать профессиональные ТЦ, которые становятся не только местом шопинга, но и местом, где потребитель проводит свое свободное время, развивает и развлекает своих детей, занимается спортом. Конечно же, очень удобно, когда здесь же ты можешь купить все то, что необходимо. Нам всем катастрофически не хватает времени на семью, на себя. Как ни странно, но именно ТЦ дают нам возможность эту потребность удовлетворить», — рассказывает Светлана.

По словам руководителя управления развития сети COMFY Валерия Мамчура, у рынка Львова есть потенциал и пространство для роста. «Это как минимум еще один объект формата ТРЦ «Форум» и три-четыре объекта формата ТЦ «ВАМ», — говорит Мамчур. — Жители города хорошо понимают и принимают формат крупных торговых центров, в которых представлены продуктовый ритейл, сети бытовой техники, бутики и зоны развлечений». COMFY планирует открыть еще минимум два магазина, чтобы улучшить присутствие во Львове. «Если сравнивать с другими крупными городами, продажи находятся примерно на одном уровне с Днепром и Одессой, но Львов выделяется по эффективности. Именно во Львове у нас один из самых высоких показателей лояльности покупателей (NPS)», — рассказывает Валерий Мамчур. 

В то же время, полагает Дмитрий Ермоленко, появление новых ТЦ только размывает плотность продаж, поскольку у людей то количество денег, сколько они могут потратить, а это не является функцией торговых центров. «Понятно, что чем меньше ТРЦ, тем выше плотность продаж в каждом из них. Появление новых просто перераспределяет существующих клиентов по торговым центрам и ослабляет поток в уже существующих. И если говорить о существующем потоке, то он заметно уступает остальным крупным городам», — поясняет совладелец Butlers.

По мнению Петра Кравца, с введением в эксплуатацию новых объектов существующие трафик и потенциал однозначно будут размываться.

В DTZ отмечают, что во Львове есть возможности для строительства торговых центров районного значения, а также объектов в формате strip mall / retail park.

Автор: Александр Шокун

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.