"Второй такой GoodWine, как на Мечникова, Украина пока не потянет”, – Дмитрий Крымский, совладелец GoodWine

29.10.2019
5629

Дмитрий Крымский Фото: k-a-m-a.com

Основатель GoodWine Дмитрий Крымский дал интервью изданию Liga в котором рассказал о том, как создавался бизнес, о планах достичь в этом году оборота всей компании в EUR 130 млн, о том, что выручка с кв.м. магазина на ул. Мечникова – самая высокая в украинском ритейле, а также о планах развития в ближайшем будущем. Пересказываем интервью, взяв цитаты в кавычки.


Развитие бизнеса

Дмитрий основал бизнес GoodWine вместе с партнером Владимиром Шаповаловым 13 лет назад, после продажи розничной сети парфюмерии и косметики ДЦ китайской группе Watson.

Выход в алкогольный сегмент получился случайно – предприниматели искали рынок, который работал на тот момент не эффективно. Им оказался рынок вина. Начинался бизнес с небольшого “аскетичного винного магазина Cash & Carry”, который работал напротив действующей торговой точки по ул. Мечникова в Киеве. Помимо этого, компания занималась импортом и дистрибуцией вина, что давало возможность держать низкую маржу и зарабатывать на больших оборотах. Это было основным отличием GoodWine от конкурентов-импортеров, которые не выстраивали логистику, работали несистемно, зарабатывая на высокой марже.

Старт дался нелегко – рынок оказался очень бюрократичным, с новым игроком никто не хотел работать. Несмотря на это, в первый год работы продажи GoodWine составили $10 млн. В ноль компания вышла в 2007 году, а окупила затраты  – в 2009 году.

Бизнесу помог кризис 2008-2009 годов, когда все стали считать деньги. “Кто-то из импортеров обанкротился, кто-то просто приостанавливал бизнес, и мы на этой волне успешно пополнили свой портфель клиентов и партнеров”.

Бизнес начал расширяться. На полках, помимо алкоголя, появились продукты питания. В 2012 году GoodWine переезжает в новое помещение по площади в 2 раза больше предыдущего. Постепенно формат перестает быть Cash & Carry.

Второй кризис ударил по бизнесу, но не существенно. В 2014 году продажи компании не снизились, но и не росли. После 2015 года продажи показывают устойчивый рост. Сейчас в компании работает 700 человек, она объединяет несколько бизнесов – магазины GoodWine (3 торговые точки в Киеве), магазин по продаже алкоголя Bad Boy (1 в Киеве), ресторан авторской кухни Lucky Restaurant Vinoteque, кофейня Yellow Place, Sushi Bar, винный бар с открытой кухней 101 Wine Bar, пекарня Bakehouse, компания-импортер Wine Bureau.

Причины проверки СБУ в 2014 году

Правоохранительные органы воспользовались несовершенством законодательства, связанного с акцизными марками. По закону, компания должна была клеить их в момент создания продукта. "Но сложно представить, как приклеить марку на бутылку вина Бордо 1968 года. Разве что на машине времени. Это совершенно нелогично".

"Де-юре мы где-то нарушили закон, де-факто, исходя из здравого смысла, – нет. Мы всегда платили налоги и работали "в белую". Вопрос  о том, с чьей подачи СБУ заинтересовалась нами, остается открытым".

После этого случая компания стала членом Европейской Бизнес Ассоциации и с их помощью пролоббировала изменение в украинском законодательстве касательно спорного момента.

О конкуренции и ассортименте

“Ни с кем (не конкурируем – Ред.). Сами с собой, наверное”. Даже если напротив откроется Lе Silpo (спикер отвечает на вопрос журналиста – Ред.) GoodWine не потеряет в выручке. “”Сильпо” – это сетевой проект, он никогда не будет уникальным. А мы можем быть уникальным местом, которое позволяет делать не очень рациональные вещи. Например, “Сильпо” не может позволить себе не продавать Coca-Cola или сигареты. А мы можем”.

В сети есть несколько видов колы, но только органическая и натуральная. В целом же в GoodWine нет ни одного производителя массовых продуктов – ни зарубежных, ни украинских. Владельцы не ставят на полку то, что сами не употребляют.

При формировании ассортимента компания не следует потребностям покупателя, а сама создаёт эти потребности. Бывает так, что кто-то из команды в отпуске пробует местное вино. Если оно ему понравилось, он привозит его и после пробы, обсуждения, вино может попасть на полку.

Цифры

У магазина на Мечникова  – самые большие продажи в украинском ритейле на квадратный метр. Средний чек в торговой точке составляет больше 1000 грн.

По итогам года ожидается, что выручка всей компании достигнет EUR 130 млн. На GoodWine, который работает на ул. Мечникова, приходится от 40% до 50% общей выручки. Этот магазин покажет рост больше чем на 20% по итогам года. Винное направление растет в деньгах больше, чем в натуральном выражении за счет инфляции (вино во всем мире дорожает).

Планы

“Второй GoodWine, как на Мечникова, Украина пока, боюсь, не потянет и мы не готовы его нигде открывать. Это говорит о том, что мы плюс-минус достигли потолка”.

В то же время бизнесмены планируют развивать более демократичную сеть по продаже алкоголя – Bad Boy. Пока в нее входит один магазин, который работает в Киеве на Позняках. В планах  – выйти в регионы, начав с городов-миллионников.

В планах также развивать продуктовый сегмент. Сейчас компания работает больше чем с 50 фермерами, со многими из которых  – на эксклюзивных условиях. Но говорить о конкретных планах бизнесмены пока не готовы.

В 2020 году на бывшем заводе “Тетра-Пак” откроется пекарня, кофейня с обжаркой, ресторан и небольшой магазин натуральных вин. Проект будет развиваться поступательно. “В инвестициях стараемся не ставить на кон все, не беремся за проекты, которые в случае неудачи пошатнут компанию”.

Собственники

Их восемь. Дмитрий озвучил четырех и  рассказал, кто за что отвечает в компании. В частности, Крымский занимается поиском нового вина и производителей, Владимир Шаповалов – генеральный директор компании, Максим Василевич – финансовый директор, а Игорь Пьеха – коммерческий директор с большим уклоном на продажи. Решение  о том, во что инвестировать,  принимаем коллегиально.

Программа партнерства не формализована. Общая логика – первый человек в направлении, когда проект возвращает инвестиции, получает долю в проекте. Так, Владимир Ярославский стал совладельцем ресторана GoodWine, а Анна Макиевская – совладелицей пекарни Bakehouse.

Часть интервью, которое касается выбора вина, ставим с вопросами журналиста и ответами спикера.

Выбор вина и украинское виноделие

– Не раз слышал от ценителей вина, что приличный напиток в Украине не может стоить меньше EUR 10 евро?
– Не согласен. Сто процентов может. Если вы не продвинутый винный любитель, не пьете исключительно Бургундию, Бордо или Пьемонт, то вообще не проблема найти хорошее вино за 200 грн.

– Есть ли будущее у украинского виноделия?
– Безусловно. Виноделие – традиционная отрасль южных областей Украины и Закарпатья. Другое дело, что немногие в Украине готовы инвестировать в виноделие. В Европе говорят – если я инвестирую в вино, то мой сын, а, скорее всего, внук, будет получать дивиденды. Винный бизнес – это риск, у нас готовы рисковать немногие.

Будущее украинского виноделия – в развитии локальных сортов. А Каберне Совиньон украинского разлива, конечно, никого не удивит. Его будут сравнивать с Каберне из Бордо, и сравнение будет не в нашу пользу. Мы же ищем производителей, работающих с местными сортами, это перспективно. Например, у того же "Колониста" Ивана Плачкова, есть уникальное вино "Одесский черный" из одноименного сорта. Западные виноделы приходят в восторг от него. Ценители вина ищут локальные сорта, потому что Каберне Совиньон они могут и в Европе выпить, а вот Одесское черное – нет.

– Дайте советы начинающим любителям, как выбрать достойное вино?
– Первое – не бойтесь обращаться в магазине за консультацией к сомелье. Второе – не просто пейте вино, а фиксируйте свои ощущения, опишите, что вам понравилось, а что нет. Фотографируйте бутылки, которые вам понравились. Изучайте вино – это интересно.
Запомните несложную классификацию – вино делится по цвету (красное, белое, розовое), по странам и по сортам винограда.

Если вы взяли чилийское вино Карменер, и оно вам не понравилось, значит, не берите чилийские вина. С вином легко попутешествовать по миру, не выходя из магазина. Ищите свое. Например, южноафриканскому вину Пинотаж присущ сладковатый вкус. Если оно вам нравится, то "поезжайте" в Италию и возьмите вино Бардолино, или в Испанию попробовать Шираз, они вам, скорее всего, тоже понравятся.
Экспериментируйте, пробуйте. Со временем перейдете от насыщенных блокбастеров к легким напиткам.

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.