Ритейл как фуд-сервис: зачем розничные операторы открывают внутри магазинов рестораны и кафе

10.11.2020
1719

Кафетерий в Novus в столичном ТРЦ Retroville. Фото: rau.ua

Полноценные рестораны и кафе внутри магазинов – активно растущая тенденция в Украине. До этого года их открывали только продуктовые ритейлеры. В этом году кофе-поинты внутри магазинов начала открывать "Розетка". Покупки, еда и атмосфера стимулируют покупателей приехать в конкретный магазин и провести там больше времени. А ритейлеру обеспечивают более высокий чек и дополнительную лояльность клиентов.


С чего все начиналось

В Украине прародителями современных фуд-зон в продуктовых магазинах можно назвать кафетерии в советских универсамах, которые в современных супермаркетах трансформировались в отделы готовой кулинарии. Вначале они продавали еду только на вынос. Постепенно напротив кулинарии начали появляться столики, а сами отделы стали заведениями питания. В Novus говорят, что среди продуктовых сетей, компания стала первой, кто открыл фуд-корт внутри магазина. В 2011 году в одном из столичных магазинов Novus заработала фуд-зона.

Кафе в Novus возле ст.м. "Черниговская" в Киеве. 2016 год. Фото: rau.ua

В феврале 2015 года Good Wine открыл в магазине на Мечникова в Киеве coffee point, который позднее стал полноценной кофейней.

Фото: goodwine.ua

Сейчас в нем работает ресторан Lucky, винный бар и, суши поинт. А во втором из трех магазинов сети в киевском ЦУМе – ресторан мини-формата.

В 2015 году активно развивать фуд-зоны начал "Сильпо". Тогда в магазине по ул. Полярной заработали три полноценных ресторана с кухней от шефа и баром с коктейлями. "“Сильпо” стал одним из брендов, который выделяется наличием больших фудзон с разнообразным предложением еды и напитков. Он поднял планку качества и разнообразия фудзон в украинском ритейле", – говорит аналитик Euromonitor International Иван Хоружий.

Экс-руководитель департамента оформления магазинов "Сильпо" (2014-2018 года) и основательница ритейл-ателье Dzyuba Юлия Дзюба говорит, что тогда еще никто не знал, насколько успешным окажется этот формат. "В итальянском ресторане запланированной посадки оказалось недостаточно, там был постоянный аншлаг, так что ее после открытия пытались расширить, насколько это возможно. А вот бар не взлетел и его позже заменили на китайскую пельменную", – рассказывает эксперт.

"Сильпо" на ул. Полярной. 2015 год. Фото: пресс-служба "Сильпо"

В 2016 году сеть магазинов Winetime начал открывать свои фуд-зоны. Они занимают 10-15% площади магазина. Сейчас фуд-зоны работают в 6 торговых точках из 29. В этом же году размещать зоны питания в магазинах начали в "Велмарт". Позже, тенденцию подхватили "Пакко" и "Вопак", а также  другие игроки.

"Велмарт" на ул. Березняковской Фото: пресс-служба Retail Group

Выходить в смежный сегмент начал крупнейший маркетплейс в Украине "Розетка" – компания открыла две кофейни в своих офлайновых магазинах в Киеве. Сейчас они работают в тестовом режиме.

Фото: Ютуб-канал FranchTV

По результатам работы компания примет решение, открывать ли кофейни в других магазинах сети. "Открытие кафе в магазине усложняет поиск помещений. Это уменьшает количество вариантов (по помещениям, – ред.), которые мы можем получить", – заявлял сооснователь "Розетки” Владислав Чечеткин.

Тенденция развития смежных сегментов у ритейлеров находится на начальном этапе в Украине. Никто из экспертов не взялся оценить долю ритейла в структуре рынка питания вне дома. Но для понимания, в России, на 2018 год, этот показатель составлял 6%, во Франции 7%, в Великобритании 8% (данные The NPD Group, – ред.)

Что фуд-зоны дают ритейлерам?

В сети мебельных универмагов IKEA говорили, что их знаменитые фирменные фрикадельки лучше всего продают диваны. "Фуд-зоны не генерят трафик, они позволяют увеличить время пребывания клиента в магазине", – говорит операционный директор сети Novus Алексей Панасенко. И добавляет, что трафикообразующей зоной они являются только в магазинах ориентированных на офисы и внешний трафик, который будет нуждаться в этой услуге. 

В магазине GoodWine на Мечникова, который как раз расположен в деловой части города, говорят, что фуд-зоны действительно генерируют трафик. Ведущий эксперт в сегменте торговой недвижимости Colliers International (Украина) Игорь Заболоцкий отмечает, что сети все же получают дополнительную маржинальность. "Не секрет, что маржа по продукции, которая производится в супермаркетах или в цехах продуктовых сетей, выше, чем на обычные товары с полки. Поэтому, при прочих равных, супермаркетам очень выгодно создавать как можно больше зон для продажи продуктов собственного производства", – говорит эксперт.

Влияние карантина

"Продажи в кофейне в чашках просели на 30% во время карантина. Так как пить кофе можно было только в зоне посадки, а до этого можно было брать с собой и пить в торговом зале магазина", – рассказывает Надежда Савенкова из Yellow Place в Good Wine. По ее словам, весной часть покупателей перешли на онлайн закупки и это тоже повлияло на снижение трафика. Убытки кофейни в месяц составляли 150 000 - 200 000 грн, что для небольшого заведения критично. 

В Winetime во время локдауна фуд-зона начала работать на доставку. Такую услугу – по доставке готовой еды из фуд-зон – запустили и в сети "Сильпо".

Перспективы рынка

"На рынке наблюдается тенденция к увеличению доли фудзон в площади магазинов, расширения ассортимента от кофе до полноценных обедов — с целью стать полноправным участником рынка общественного питания”, – говорит Иван Хоружий.

"Одно из основных пожеланий клиента – получить всё или максимум в одном месте. Поэтому мы считаем это перспективным направлением развития бизнеса. Карантин приходит и уходит, а жизнь продолжается", – отмечают в Novus. По словам Хоружего, современная продовольственная розница находится в выигрышном положении во время пандемии, так как трафик в разы превышает другие каналы, тем самым создает потенциальную аудиторию и для фудзон.

Автор: Леся Панченко

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.