Как службы доставки повлияли на работу ресторанов в Украине?

07.08.2019
1136

Gazeta.ua

За последний год на рынке Украины начали работать сразу два международных сервиса доставки – Glovo и UberEats. Осенью планирует запуститься Menu Group. Как новые сервисы повлияли на работу ресторанов, разбирался Retailers.


Рынок организованной доставки еды в Украине получил новый виток развития с запуска в 2014 году локального сервиса доставки – агрегатора Eda.ua, который объединил на одной площадке все рестораны с собственной службой доставки. Сейчас он работает с более 1500 заведениями в 29 городах Украины.

На начало этого года 25% организованного рынка доставки еды из 2,37 млрд грн (EUR 75 млн) приходилось на заказы, сделанные через агрегаторы. Оставшаяся часть приходилась на рестораны, отмечали в Eda.ua.

Новым толчком для развития рынка стал выход  на арену международных служб доставки – Glovo и UberEats, которые работают в Украине 10 месяцев и 6 месяцев, соответственно. За счет собственных курьерских служб сервисы значительно увеличили количество ресторанов, в которых можно заказать еду. Для понимания – онлайн-заказы стал осуществлять McDonald's.

“Работа Uber и Glovo впечатляет. Они выходят на рынок и через несколько месяцев становятся заметными игроками”, – отмечал в одном из интервью совладелец логистической компании “Новая почта” Вячеслав Климов, говоря о компаниях новой экономики, на которых нужно ориентироваться в развитии. В сети Pesto Cafe рассказали Retailers, что с начала сотрудничества Glovo дает порядка 2% к заказам сети, а UberEats – порядка 10%. Загрузка в Salateira, с начала подписания эксклюзивного соглашения с Glovo, увеличилась в среднем на 10-15%.

Многие ресторанов оказались не готовы к увеличению заказов. “Заведения в центре города (Киева, – Ред.) никогда не были рассчитаны на доставку. Поэтому уже сейчас происходят такие ситуации, когда они в пиковые загрузки закрывают приложение, то есть закрывают для потребителей возможность заказа через сервис”, – заявлял ранее  генеральный менеджер Glovo (подключено 3000 заведений в городах-миллионниках) в Украине Дмитрий Расновский, приведя пример, что так поступают в Salateira. С аналогичной ситуацией столкнулись и в UberEats (подключено 600 ресторанов в Киеве), ответили в пресс-службе компании. В Glovo уточняют, что объем заказов, который может обслужить заведение, зависит от кухни и времени приготовления конкретных блюд.

Узнать, какие рестораны, помимо Salateira, отключают сервисы доставки, Retailers не удалось. Во многих заведения, на запрос не ответили. “Доставка начинает конкурировать с заказами гостей, которые приходят в ресторан. Поэтому в пиковые часы мы отключаем сервис”, – подтвердили в пресс-службе Salateira. Наибольшее количество заказов в сети оформляется с 11:00 до 12:00 и с 15:00 до 16:00, а наиболее загруженные дни – четверг и пятница.

Снижение нагрузки

В Pesto Cafe с увеличением загрузки справляются за счет правильного распределения заказов между ресторанами, ответили в пресс-службе компании. К примеру, если на один ресторан пришло большое количество заказов, в Pesto Cafe распределяют их на близлежащие. Или же, если в ресторане большая загрузка в зале, то часть пришедших на него заказов перебрасываются на другие заведения.

Еще одним решением может быть открытие dark kitchen. Это специальные закрытые кухни сервиса доставки, где могут работать 2-3 ресторана и готовить блюда исключительно под заказы. В Glovo и UberEats рассказали Retailers, что в Киеве уже работает несколько dark kitchen, но более детальную информацию предоставить отказались.

Напомним, что о планах открыть dark kitchen заявляли в Glovo и Salateira. У сервиса доставки проект находится в бета-версии, заявляли в компании, а в Salateira уточнили Retailers, что еще не открыли такую кухню. "Пока точной даты открытия нет – все зависит от локации", – говорят в пресс-службе сети.

Если заведение планирует начать сотрудничать с сервисами доставками, то перед этим ему нужно как минимум разделить потоки на раздаче еды, чтобы заказами занимался отдельный человек, рекомендует соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов Poster Родион Ерошек. "Также важно продумать, как в программе максимально автоматизировать передачу заказа от службы доставки на кухню и выдачу", – добавляет он.

Повышение эффективности

В Salateira отмечают, что за счет запуска dark kitchen хотят предоставить возможность клиентам делать замену ингредиентов при заказе еды. "Если появится dark kitchen, то, скорее всего, технически мы сможем решить этот вопрос и сделать "конструктор блюд" внутри Glovo”, – отмечают в Salateira.

Эффективность работы заведений со службами доставки можно увеличить за счет интеграции приложений доставки с кассами ресторанов (системами учета или POS-системами, – Ред.), отмечает Родион Ерошек. Как правило, службы доставки отправляют сообщения об онлайн-заказах в приложения или на собственные планшеты, установленные в заведениях. В Америке в некоторых ресторанах может стоять до пяти-шести планшетов разных служб доставки. Получив заказ от сервиса доставки, кассиры вручную вводят его в систему учета, чтобы отправить дальше по цепочке на кухню. "Отсутствие интеграции между приложениями доставки и кассами приводит к неудобствам в работе: обслуживающий персонал тратит много времени, перебивая заказы или придумывая гибридные методы учета доставки, которые только плодят дополнительные ошибки. К тому же, автоматически получить полную картину продаж с помощью сервисов заказа еды практически невозможно: разрозненную статистику ресторатору приходится подбивать вручную", – говорит Родион Ерошек.

В прошлом году ведущие платформы доставки стали предпринимать шаги для интеграции с кассами ресторанов. Например, UberEats купила систему онлайн-бронирования orderTalk, чтобы использовать их опыт интеграции с кассами.

Автор: Людмила Будина

Читайте свежие новости и аналитику о ритейле и интернет-торговле в Украине на нашей странице в Facebook, на нашем канале в Telegram, а также подписывайтесь на нашу еженедельную e-mail рассылку.