Напряженный год: как "минирование" влияет на работу торговых центров и ритейлеров?

17.07.2019
3677

Фото: znaj.ua

С 2014 года в Украине участились сообщения о минировании торговых центров, детских садов, медицинских учреждений и других объектов. Только в 2018 году полиция получила 2 420 ложных сообщения о минировании, напомнили в компании Arricano. Пока правоохранительные органы пытаются выяснить, кто стоит за ложными сообщениями, торговые центры и ритейлеры переживают падение трафика и дневной выручки. Retailers обратился к представителям ритейла, чтобы узнать, как "минирование" влияет на их работу.


 

Пресс-служба JyskПо результатам июня, у нас было зафиксировано около 30 случаев закрытия ТРЦ, в которых присутствуют магазины Jysk в разных городах в разный период времени. Среди них объекты: ТРЦ "Квадрат", “Украина”, Lavina, Gulliver, "Проспект" (Киев), “Украина" (Харьков), “Киев” (Полтава), “Ривьера” (Одесса), “Солнечная галерея” (Кривой Рог), “Правда” (Полтава), “Варшавский” (Луцк), “Квартал” и “Парк Плаза” (Винница).

Соответственно, и сумма ущерба по магазинам разная, например, в Кривом Роге, если суммировать все закрытия за месяц, мы лишились как минимум одного дня выручки, в то же самое время в Виннице магазин не работал около двух часов в течении одного из месяцев – и в целом это не повлияло на наши выторги, как минимум в месячном товарообороте.

Уже через 10 минут после открытия ТРЦ мы не наблюдаем никаких изменений в трафике и работаем в стандартном режиме. Стоить отметить случаи, когда покупатели вместе с персоналом ожидают открытия ТРЦ, чтобы всё-таки купить выбранные товары, но большая часть из них, конечно же, уходит и возвращается уже на следующий день, либо выбирает другой ближайший магазин Jysk.

Если сравнивать изменение в трафике по покупателям день ко дню с прошлым годом, то конечно, если ТЦ и магазин были закрыты более чем на 1 час мы видим существенное уменьшение количества покупателей в конкретный день и в случае если таких дней в месяце было несколько – это также отражается и на месячных показателях.

Несмотря на то, что некоторые магазины Jysk практически системно раз в неделю закрываются по этой причине – для нас это всё равно форс-мажорное обстоятельство, ведь мы не можем предвидеть, когда это случится, сколько это продлится и действительно ли это ложное минирование.

За последнее время количество ложных минирований и закрытия ТЦ явно увеличилось. Некоторые из них закрывались не один и даже не два раза в месяц.

Пресс-служба Vodafone в Украине. Розничная сеть Vodafone насчитывает более 200 магазинов, некоторые из них расположены в ТЦ. 

Сеть достаточно молодая (активно начала развиваться с 2018 года, – Ред.), за время работы сообщения о минировании происходили порядка 50 раз в разных городах Украины. Происходит это преимущественно в более трафиковые дни – пятница-суббота – примерно в обеденное время, "минеры", как правило, выбирают самые активные часы. 

Трафик на следующий день после "минирования" остается прежним, изменений нет. Непосредственно после "разминирования" трафик практически отсутствует, и восстанавливается около 3-4 часов после "разминирования" или на следующий день. 

При этом магазин теряет практически дневную выручку.

Руководитель департамента безопасности ТРЦ Gulliver Александр Володин. Оценивать финансовые потери достаточно тяжело. Потому что все зависит от времени прибытия специалистов взрывотехнической службы. Специалистов можно ожидать от одного часа и до восьми-девяти часов. Все зависит от количества "заминированных" объектов в городе Киеве. Плюс ко времени всегда стоит добавлять проверку ТРЦ. Приблизительно на нашу площадь уходит у специалистов до трех часов.

Насколько восстанавливается трафик после минирования, зависит от времени суток и дня недели. Но у нас, в связи с тем, что мы находимся в центре Киева это достаточно быстро.

К сожалению, люди сегодня привыкли и не воспринимают всерьез данную информацию. Потому на следующий день уже и не вспомнят, что что-то происходило в том или ином месте. Постоянные ложные минирования притупили чувство опасности.

В 2015 это (минирование) произошло один раз. Обострилась ситуация сильно в этом году, начиная с марта месяца.

Относительно длительности, то совершенно недавно когда было «веерное минирование» по всему городу, мы закрыли ТРЦ в 22.00, а открыли в 07.00. Связано все было с длительным ожиданием служб.

Начальник отдела мультиканальных продаж “Спормастер” Людмила Никишова. Случаи минирования и закрытия магазинов “Спортмастер” по причине минирования были зафиксированы в шести ТРЦ:  “Украина” (Киев), “Караван” (Днепр, Харьков), “Ривьера” (Одесса), “Фабрика” (Херсон).

Трафик существенно падает (на 30-40%) и восстанавливается только на следующий день. Еще зависит от времени, на который закрывают ТРЦ для проверки и поиска. Бывали случаи, когда магазин так и не открывали для посетителей в текущий день.

До 2014 года это было редкостью, сейчас это случается все чаще и чаще. На данный момент минирование торговых центров участилось.

Руководитель по развитию сети ритейлера корейской косметики ISEI Владимир Рассказов. Из 28 фирменных магазинов ISEI в Киеве 22 расположены в торговых центрах. Недавняя волна минирования киевских ТРЦ происходит в наиболее посещаемое время. Из-за этого мы теряем десятки тысяч гривен. После эвакуации людей уже тяжело вернуть: человек пришел купить здесь и сейчас и не станет ждать, а купит в другом месте. Но на трафике в последующие дни это не отражается. И если сравнивать с прошлым годом, то количество посетителей выросло.

С подобными явлениями сложно что-то сделать, это форс-мажоры, и как любое стихийное бедствие — их невозможно предсказать. Если раньше подобные случаи были исключением, то сейчас происходят практически каждую неделю. Только за последний период такое случилось с несколькими нашими киевскими магазинами в ТРЦ Lavina, Globus, Ocean Plaza, Gulliver, “Проспект” и Art Mall.

С торговыми центрами у нас партнерские отношения, они попадают в такую же ситуацию, и несут еще большие убытки, поэтому мы не обращались к ТРЦ с вопросами об урегулировании оплаты аренды. Тем более, что они решают проблемы с безопасностью максимально быстро, за несколько часов.

Пресс-служба Salateira. Сколько именно денег теряет компания от "заминирования", посчитать нельзя.  Это зависит от локации, дня недели, времени начала минирования, продолжительности минировании, другие факторы (погодные условия, события в городе и т.п.).

Минирование является форс-мажорным обстоятельством, так как это не зависит от работы нашей компании и ТРЦ.

Мы не обращались с просьбой урегулировать вопрос по оплате аренды, потому что это чрезвычайная ситуация и никто не несет за нее ответственность.

Директор ТРЦ «Проспект» и ТРЦ «РайON», Инна Сотникова. Минирования мест с большим скоплением народа, вокзалов, аэропортов, бизнес-центров, кинотеатров, супермаркетов, торговых центров,  больниц и других объектов, в разных регионах страны в последний год участилось. Мы мониторим ситуацию, общаемся со всеми участниками – правоохранительными органами, арендаторами, сотрудниками, гостями, проводим разъяснительную и образовательную работу, тренинги по безопасности.

Стоит отметить, что кроме прямого финансового ущерба и недополученной прибыли, объекты и люди несут еще и репутационный ущерб, и психологическое давление, и эмоциональную усталость от «темы», ведь количество лжеминировнаний по всей стране огромно. Например, в 2018 году полиция получила 2 420 ложных сообщения о минировании разных объектов. И более значимые потери ТРЦ, гости, арендаторы несут, конечно же, в дни перед праздниками, когда посетители покупают подарки, в часы пик, в выходные дни, когда в посетители приходят не только на шопинг, но и для того, чтобы отдохнуть, развлечься, провести время всей семьей.

В каждом из наших ТРЦ сообщения о минировании были около 20 раз. Такие сообщения поступают напрямую в правоохранительные органы. В ТРЦ идет оперативный сигнал об эвакуации. В данной ситуации наша задача обеспечить безопасность, ведь ТРЦ - это объект высокой концентрации посетителей. Поэтому мы максимально оперативно, согласно инструкции, проводим все необходимые мероприятия и освобождаем помещения ТРЦ.

Стоит отметить, что правила эвакуации во время минирования отличаются от правил эвакуации во время пожара: если объявлена эвакуация о минировании, то всем, кто находится в здании, и персоналу, и посетителям рекомендовано оперативно покинуть здание; все разговоры, выяснение причин и следствий, и даже претензий к кому бы то ни было нужно отложить. После эвакуации объект закрывается до тех пор, пока специальные службы, полиция и кинологи проверят помещения и предоставят заключение.

Автор: Людмила Будина 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.