Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
Сергей Евтушенко, "Червоний маркет": Переключить фокус внимания с обслуживания товара на обслуживание клиента – это основная цель, к которой мы движемся
Сеть бытовых товаров "Червоний маркет" планирует автоматизировать магазины. Первая полуавтоматизированная точка начала работать в сентябре неподалеку от центрального железнодорожного вокзала Киева. Корреспондент Retailers побывал внутри магазина и протестировал его работу.
Полуавтоматизированный магазин "Червоного маркета" – не совсем магазин. Это небольшая двухэтажная прямоугольная конструкция, сделанная из металлических листов, пристроенная к кирпичному зданию. На первом этаже находится "магазин" площадью около 30 кв.м. где размещен товар на 3 000 SKU, на втором – склад. Располагается торговая точка на ул. Старовокзальной, на конечной станции трамваев № 1 и 3.
В чем отличие этой точки от остальных "Червоных маркетов"? Здесь на полках представлены товары в единственном экземпляре. Для совершения покупки клиент должен взять мобильный сканер штрих-кода, которые находятся сразу возле входа. Выбрав необходимый товар нужно просканировать его штрих-код и все. "Корзину" соберет сотрудник склада. Он видит номер сканера и товар, который выбрал покупатель. Собрав товар на специальную платформу, сотрудник склада спускает его через специальную систему прямо к кассе. Когда сборка товара завершена, клиент обменивает сканер на свой заказ, после его оплаты. Кассиру остается только пробить товар.
Такой формат магазина позволяет свести к минимуму число персонала и площадь магазина, пояснил собственник "Червоного маркета" Сергей Евтушенко. "При такой конфигурации мы экономим площадь в два раза", – поясняет он. Открытие такой торговой точки обходится в $50 000, в будущем эта сумма может быть меньше. "В данный момент на производственных площадках идёт сборка полностью автоматизированного блока сборки товара". В 2019 году, по словам Сергея, планируется переоборудовать 10 магазинов сети.
Идея создания такого формата пришла Сергею после того, как в Украине наступил "кадровый голод". "Во многих магазинах у нас была нехватка персонала. Так я понял, что нужно автоматизировать процессы. На полках оставить только образцы товара. Тестировать формат начали в начале года. Основная идея состоит в том, чтобы клиент мог осуществить покупку быстро без очередей, получив хороший сервис", – поясняет Евтушенко. По его словам, когда процесс находился на стадии разработки, среди сотрудников было много скепсиса, что в этот магазин не пойдут люди старшего поколения, ведь им будет неудобно и непонятно. "Я настаивал на эксперименте как можно скорее, поэтому данный магазин не полностью автоматизирован – автоматизирован так называемый шоу-рум, где можно просканировать товары", – говорит Евтушенко.
Несмотря на небольшую площадь, этот магазин может обслуживать более пяти клиентов. В дальнейшем, рассчитывают разработчики, клиенты, помимо мобильного сканера, будут пользоваться мобильным телефоном. "Сейчас мы работаем над тем, чтобы клиент мог общаться с роботом, который будет принимать все заказы в Viber. С помощью мессенджера можно сканировать штрих-код", - делится Сергей. В ходе тестирования нового формата в компании заметили, что многие клиенты удаляют приложения ритейлеров из-за перенасыщенности. "Viber – один из самых распространенных мессенджеров в Украине. Поэтому мы хотим сделать сканирование через это приложение, чтобы клиенту было максимально удобно".
Первый автоматизированный магазин в Украине планируется запустить в течение трех-четырех месяцев. В планах собственника "Червоного маркета" – продавать данную технологию другим игрокам рынка, не только Украины, но и других стран. "Мы участвовали в выставке в Турции. После чего нам поступил ряд заявок из Саудовской Аравии, Египта и Турции с готовностью открывать магазины в данных регионах".
Авторы: Людмила Будина, Дарья Янченко