Как зарабатывать на мелочах. История сети «Червоний маркет»

14.09.2017
11361

«Червоний маркет» - сеть магазинов бытовой химии и товаров для дома в формате дискаунтера. Владелец сети Сергей Евтушенко делал несколько попыток построить успешную розничную сеть в формате dollar store. Ему это удалось только после того, как он сумел систематизировать свой бизнес. Сейчас 80 магазинов работают по всей стране

Еще в студенческие годы Сергей Евтушенко понял, что не хочет быть наемным рабочим, и на втором курсе попробовал торговать на рынке. Масштабный бизнес ему удалось создать намного позже. В 2008 году вместе с пятью партнерами Евтушенко открыл компанию «Мобильные фишки», которая продавала мобильные телефоны и аксессуары. В «Мобильных фишках» Сергей отвечал за безопасность и развитие сети — за три года он открыл 150 торговых точек по всей стране. Но необходимость согласовывать все действия с партнерами не радовала предпринимателя.

«Это был общий бизнес, и с каждым из партнеров нужно было согласовывать то или иное действие. Мне был интересен коммерческий блок, а занимался я другим. Так что в какой-то момент я решил: пришло время попробовать себя в собственном деле самостоятельно», — вспоминает Сергей. Он продал свою долю и начал искать новую нишу. Рынок ритейла мобильных телефонов уже был близок к насыщению. В то время активно развивались такие сети, как «Алло», «Мобилочка», «Евросеть», поэтому в эту сторону Евтушенко даже не смотрел. Он хотел найти незанятую нишу c перспективой развития. В одной из бизнес-книг он подсмотрел идею с так называемыми dollar store — магазинами с бытовыми товарами по единой цене. В США этот рынок достаточно развит, а вот в Украине на то время были только небольшие киоски «все по 5-10 гривен». Бизнес-модель таких магазинов предполагает низкую маржу и заработок на большом обороте. Евтушенко решил рискнуть и построить масштабную розничную сеть дискаунтеров. Получилось не сразу.

Собственное дело

Первый магазин с концепцией единой цены носил название «Одна цена». За аналог бизнесмен взял не только американские dollar stores, но и российскую сеть Fix Price. Сергей Евтушенко общался с менеджерами Fix Price, приглашал в свои магазины, чтобы с помощью чужого опыта избежать собственных ошибок. Все товары продавались по цене до 12 грн. В таком формате было открыто три торговые точки площадью в 100-150 кв. м. Однако прибыльного бизнеса на этом построить не удалось. Концепцию пришлось пересмотреть заново. «Мы пришли к выводу, что будем магазином не единой цены, а лучшей цены, переименовали магазины в Best Price, расширили и улучшили ассортимент товара, и вскоре получили всплеск продаж», — вспоминает Сергей Евтушенко.

Название на английском языке для многих покупателей было непонятно, а поскольку магазин был выкрашен в красный цвет, то многие покупатели так его и называли «красный магазин». В 2014 году Сергей Евтушенко переименовал магазины в «Червоний маркет».

Ассортимент дискаунетров диктует клиент. «Червоний маркет» проводит опросы, глубоко изучает аналитику продаж и экспериментирует с товарами. Магазин специализируется на бытовой химии, средствах гигиены, товарах для дома и аксессуарах для мобильных телефонов – чехлах, наушниках. Цена на товары не превышает 200 грн. Средний чек в магазинах «Червоний маркет» составляет 60 грн, на площади 100-150 кв. м представлено 3500-4000 SKU.

«Мы знаем большую часть украинских производителей и компаний, импортирующих товар в нашей ценовой категории. Мы постоянно анализируем и мониторим рынок, расширяем категории товаров, которые не представлены в других национальных сетях», — рассказывает предприниматель.

Сейчас у «Червоного маркета» 80 магазинов в Украине, но у владельца сети амбиции дальнейшего роста.
Уверенность в своих силах ему придает то, что его бизнес является системным. Дело в том, что Сергей Евтушенко является выпускником «Школы владельцев бизнеса». По его словам, самым ценным уроком в ШВБ для него стало линейное построение структуры компании – когда каждый отдел дополняет другой по принципу звена: цепочка разрывается при наличии слабого элемента. При таком построении структуры четко видны слабые и сильные стороны компании. Школа помогла «Червоному маркету» оцифровать работу каждого сотрудника, а именно посчитать вклад работника и его зарплату на основании этого вклада.

«Школа владельцев бизнеса» учит, что одна из составляющих успеха – прописанные технологии. Мы хотим уйти от уникальных компетенций некоторых сотрудников и прийти к стандартизации основных процессов в компании. Это подразумевает подробное описание каждого действия доступным языком с применением фото- и видеоматериала», — отмечает Сергей Евтушенко. 

Сергей Евтушенко окончил обучение в «Школе владельцев бизнеса» в 2015 году, после чего годовой оборот «Червоного маркета» увеличился в четыре раза. Штат сотрудников также вырос, каждый из них дает измеримый результат и четко знает свои функции и обязанности. Предприниматель тратит меньше времени на оперативную деятельность, а занимается стратегическим планированием, проектной деятельностью. В течение ближайших четырех лет предприниматель планирует открыть 500 магазинов по всей стране.

Если вы владелец бизнеса и хотите узнать, как освободиться от оперативной деятельности, пройдите тест по ссылке. Это также поможет проанализировать бизнес-процессы и определить факторы, которые сдерживают развитие бизнеса.

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.